26.05.2011 00:20
Общество

"Социальный ГЛОНАСС" обеспечит качество жизни для инвалидов и пожилых людей

Высокие информационные технологии ставят на службу россиянам
Текст:  Сергей Минабутдинов Сергей Михеев Наталия Ячменникова
Российская газета - Столичный выпуск: №111 (5487)
Читать на сайте RG.RU

 

Вчера в "Российской газете" состоялся "круглый стол" "Модернизация России: космические технологии для гражданского общества".

Каково на сегодняшний день состояние российской орбитальной группировки? Уступают ли российские навигационные спутники американским аналогам? Являются ли данные из космоса инструментом для борьбы с коррупцией? Эти и другие актуальные вопросы обсуждали ведущие ученые и специалисты.

Естественно, говорили о системе "ГЛОНАСС": в настоящее время на орбите летает уже 27 спутников-"навигаторов". Из них по целевому назначению используется 23. Это обеспечивает стопроцентную доступность навигационных сигналов этой системы на всей территории России и стран СНГ. И 99 процентов - глобально. Близятся к завершению летно-конструкторские испытания спутника нового поколения "Глонасс-К", который будет иметь еще большие и принципиально важные возможности по сравнению с уже работающими "коллегами".

 
Видео: Сергей Минабутдинов

Многие эксперты считают, что именно с помощью "ГЛОНАСС" можно существенно повысить безопасность граждан. В преувеличении тут, наверное, упрекнуть трудно: действительно, создана технологическая основа для интеллектуальных транспортных систем (ИТС), создание которых позволит эффективно справиться с не одной "головной болью". Так, по оценкам Российской академии транспорта, каждый час, проведенный в пробке легковым автомобилем, обходится государству в 500 рублей. А ущерб от пробок только по Москве составляет 38-40 млрд рублей в год. По оценкам, внедрение ИТС позволит получить колоссальный экономический эффект.

Или возьмем трагедии на дорогах. По статистике, в результате ДТП в мире погибают более 1 млн человек в год.

- Мы предложили проект "ЭРА-ГЛОНАСС", - рассказал генеральный конструктор предприятия "Российские космические системы" Юрий Урличич. Суть в том, что машины оснащаются отечественными автоматизированными навигационными терминалами. Случилось ЧП - они тут же передают информацию об аварии и координаты. Есть и еще один проект федерального уровня - "Социальный ГЛОНАСС". Речь идет о системе мониторинга, способной обеспечивать максимально возможное качество реальной "безбарьерной" среды. Это касается прежде всего инвалидов, пожилых людей, детей. На "круглом столе" прозвучала шокирующая цифра: 60 тысяч инвалидов в Москве не выходят из дома, потому что для них не созданы необходимые условия.

Приводились и другие данные: 120 тысяч пропавших без вести регистрируется МВД ежегодно. Потом 80 процентов из них находятся, в том числе разыскивают 90 процентов детей. Но остальных мы теряем! В то же время есть примеры: в Японии навигационными автотрекерами обеспечены все школы. В одной небольшой европейской стране бесплатно выдали 40 тысяч навигационных трекеров больным болезнью Альцгеймера. Парадоксально, но факт: Россия - одна из двух стран, которые имеют глобальную космическую навигационную систему. Но решение подобных задач у нас еще только на подходе. Зачастую рекомендации сводятся к тому, чтобы положить, скажем, маленьким детям в карман визитку с номером телефона.

Вообще о проблемах за "круглым столом"говорили много. В частности, и о том, что наша группировка спутников дистанционного зондирования Земли еще очень "слабенькая", как выразился директор Института космических исследований РАН академик Лев Зеленый. Пока насчитывает лишь три спутника, а надо "нарастить" ее до двадцати пяти. Как подчеркивали некоторые специалисты, Россия отстает от других космических держав не только по количеству запущенных спутников, но и по качеству бортовой аппаратуры.

Говорили и о том, что мешает развитию российских космических технологий. Кстати, например, есть такая цифра: в прошлом году доля проектов, относящихся к области космических технологий, в общем объеме новых инновационных разработок составляла всего 3-4 процента. Для сравнения, доля инновационных проектов в сфере информационных технологий равнялась 24 процентам, а в сфере энергосберегающих - 22.

Космос