Вряд ли когда легендарный музыкант выступал именно так: вышел на сцену не с гитарой, а с новой книгой "Наше вкусное кино с Андреем Макаревичем". И сразу же объяснив зрителям, что песен про еду у него нет. А вот про кино и в частности музыкальное кино он может рассказать немало. Даже то, что от Макаревича никто и не ожидал.
Никто из рок-звезд не написал столько книг, как Андрей Макаревич. Среди них: "Место где свет", "Сам овца". А еще - "Занимательная наркология" и "Вначале был звук" - с маленькими историями из собственной жизни. Наблюдательными, остроумными, сюжетными, со сразу опознаваемым литературным языком - собственно, как и его песни в "Машине времени". Андрей Макаревич снялся в серьезном кино - у Эльдара Рязанова в "Тихих омутах". И, похоже, еще тогда задумался об этой книге. Ведь в фильмах Рязанова персонажи много и вкусно едят. Что стоит хотя бы фраза из "Иронии судьбы, или С легким паром": "Ну и гадость эта ваша заливная рыба?!" И теперь Макаревич решил собрать самые интересные рецепты из лучших советских и российских фильмов: от "Белого солнца пустыни" и "Бриллиантовой руки" до "Я шагаю по Москве" и "Тот самый Мюнхгаузен".
|
Видео: Сергей Куксин |
Эта книга о еде, кино и о простых человеческих радостях. Об этом, а также о том, как он все успевает: быть писателем, путешественником, кулинаром, актером, режиссером документального кино, а главное - играть в двух группах "Машине времени" и "Оркестре креольского танго", Андрея Макаревича расспросил обозреватель "РГ".
Российская газета: Ваша книга - это, может, подспудно и попытка снова напомнить о себе большому кинематографу?
Андрей Макаревич: Сниматься у Рязанова было для меня колоссальным наслаждением. Во-первых, потому что я первый и последний раз играл в художественном кино. А во-вторых, играл у очень хорошего режиссера. В этом фильме - компания старых друзей. Так было и по жизни: Гена Хазанов, например, мой давний товарищ. Но я не считаю себя актером. Это профессия, которой надо владеть. А я не владею. И продолжать не буду. Если только Рязанов снова не позовет.
РГ: Это зависит и от того, какая компания вновь соберется на съемках?
Макаревич: Нет. Это зависит от моего убеждения в том, что каждый должен заниматься своим делом. Профессиональные артисты должны профессионально играть в кино, музыканты - петь песни. У нас и так все немножко перевернулось: певцы на коньках катаются... А я уверен, что если каждый будет заниматься именно своим делом, то и все мы станем жить лучше.
РГ: А почему в России в отличие от Америки никак не утвердится жанр музыкального кино?
Макаревич: Ну а что у нас было-то? Вспоминаются только "Веселые ребята" с Утесовым...
РГ: Например, фильм "Душа", где впервые в СССР с экрана прозвучала рок-музыка, а в главных ролях снимались вы с Софией Ротару?
Макаревич: Я не считаю "Душу" шедевром кинематографии. Хотя там работало много талантливых людей: оператор Владимир Климов по тем временам все очень современно снял, звукорежиссер Виктор Бабушкин качественно записал звук, что для музыкального кино важно. Но в целом Александра Стефановича я не отношу к лучшим режиссерам мира. Это человек, который во многом ориентировался на конъюнктуру. Я не был доволен этим фильмом. А потом еще меня с тех пор постоянно донимают вопросом: почему певицу сыграла София Ротару, хотя роль писалась для Аллы Пугачевой? Потому, что в тот момент Пугачева находилась в стадии развода с главным режиссером. И разводились они тяжело, со скандалом.
РГ: Теперь поговаривают, что песню "Люблю я макароны" вы исполнили специально, заранее готовясь к презентации книги "Наше вкусное кино"?
Макаревич: Эта песня не моя, ее пел Эмиль Горобец в начале 60-х. А потом в телепроекте "Старые песни о главном" меня уговорили ее исполнить. И не более того. Да и что касается моих кулинарных способностей, то не надо их переоценивать! Я умею делать то, что и любой нормальный мужчина. Иногда нам надо просто дать волю фантазии, не зажиматься...
Да и не так много у нас в жизни таких корневых и естественных радостей, как еда. Поэтому я очень люблю вкусно пожрать. Но еще больше мне нравится атмосфера, которая возникает за столом в правильной компании. И это тоже вековые традиции Руси - очень важная форма общения, которую, мне кажется, мы не должны терять.
РГ: Об этом вас еще не спрашивали: повлияло ли на ваше умение готовить увлечение рок-музыкой?
Макаревич: В начале 70-х, когда история "Машины времени" только начиналась, у меня у одного была своя маленькая однокомнатная квартирка. И вся шобла музыкантов собиралась у меня: слушали The Beatles, пили портвейн, обсуждали диски. И надо было как-то делать из этого праздник. А мне не нравилось, когда закусывают плавленым сырком. Я считаю, что это неуважение к самому себе. Наш звукорежиссер работал в Университете имени Патриса Лумумбы. И студенты-африканцы привозили ему всякие невероятности. И оказалось, что с помощью этих специй из любого советского общепита можно сделать что-то вкусное, интересное и страшно острое. Последнее важно: если еда очень острая, то одной тарелочкой можно закусывать весь вечер. С этого все, собственно, и началось...
РГ: Вы стараетесь объять необъятное: кино, книги, съемки документалистики, написание картин...
Макаревич: Я же не перестаю заниматься главным делом - музыкой! Хотя в Китае мы нашли загадочное место, где пирамида стоит на дне озера. И я с трудом подавил желание немедленно организовать туда экспедицию: много гастролей. Да и уговаривать телеканалы показывать фильмы о путешествиях сложно. Это же не "Фабрика звезд"...