26.05.2011 00:20
Общество

Лучший учитель года Москвы: Нельзя забывать, что ты сам когда-то был ребенком

Лучший учитель года Москвы провел его с корреспондентами газеты "СОЮЗ"
Текст:  Юлия Коц (Москва) Сергей Михеев
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №20 (504)
Читать на сайте RG.RU

Последний в этом учебном году урок истории в московской гимназии N 1505. Семиклашки с открытым ртом слушают рассказ учителя о Российской империи ХVIII века. Он задает вопросы - тянут руки и отвечают. Просит показать что-то на карте - выходят к доске и берут указку. Все обыденно, и мы даже слегка удивлены, ведь перед нами - победитель конкурса "Учитель года Москвы-2011", кандидат философских наук Антон Молев.

- Обыкновенное занятие, а вы как себе его представляли? - улыбается Молев.

Тут звенит звонок с урока, и ученики бегут к столу учителя с дневниками для выставления итоговых оценок. Толпятся, наступая друг другу и учителю на ноги, галдят на все лады. Спрашивают сразу обо всем: будет ли домашнее задание на лето, когда начнется репетиция к последнему звонку, можно ли прямо сейчас вместо урока черчения пойти в актовый зал. Но тут всех оттесняет голосистая семиклашка: "Антон Ильич, а почему у меня тройка выходит по английскому? Я посчитала, должна быть четверка. Поговорите с учителем". - "Поговорю", - обещает Молев с улыбкой и, развернувшись к нам, поясняет: "Это 7 "А", я - их классный руководитель".

Сам Молев отличником никогда не был. Уверенным хорошистом - да. Когда попал в профильный класс, любимыми предметами стали литература и история.

Стены родной гимназии Антон Молев не покидает уже больше 25 лет. Казалось бы, ничего удивительного, но Молеву всего 33 года. Он, ученик этой гимназии, не смог расстаться с ней, даже когда после 11-го класса - поступил на первый курс Московского педагогического института.

"Сначала я работал помощником классного руководителя, - вспоминает Антон Ильич, - организовывал поездки, участвовал в турслетах, писал сценарии для гимназических праздников. Параллельно подрабатывал в гимназии ночным сторожем, два раза в неделю желая родным стенам спокойной ночи. Потом пришел уже в качестве практиканта и, будучи студентом-пятикурсником, был зачислен на должность учителя истории. Отчетливо помню эмоциональное состояние после первых уроков в пятом классе. Спина была мокрой в буквальном смысле - следствие невероятного напряжения и концентрации сил, и волнения, конечно".

...Сейчас от былого волнения не осталось и следа. Кажется, учителю даже не нужно готовиться к урокам.

Он сыплет фактами, шутит, радуется как ребенок, когда ученики имеют свою точку зрения. Когда Молев пишет на доске какое-то сложное слово, то делает его разбор по составу. Признается: "У меня есть занудная привычка поправлять речь учеников, делать им замечания, если они неправильно произносят слова. Но исключительное удовольствие испытываю, когда они начинают быть внимательными к речи, в том числе и моей, и осмеливаются меня поправлять".

Уроки, кстати, только часть насыщенной школьной жизни классного руководителя и его учеников, которая не прекращается и на время каникул. Пикники, трехнедельные походы, экспедиции... На наш искренний вопрос Молеву: "Вы же с ребятами практически 24 часа в сутки. Не надоело?" он восклицает: "Да видеть их больше не могу! А если серьезно, общение с ними меня питает, наполняет жизнью, поддерживает в тонусе, придает силы. Если бы не был учителем, то с удовольствием попробовал бы себя в роли врача. Преклоняюсь перед талантливыми музыкантами. Будь побольше свободного времени, пошел бы учиться играть на фортепиано. А мальчишкой мечтал стать экспертом-криминалистом".

Итак, как выглядит обычный рабочий день Антона Молева?

"Утро. Несмотря на то что "совиный" образ жизни мне близок, люблю вставать рано и приезжать в гимназию часа за полтора до начала занятий, чтобы в тишине и спокойствии подготовить то, что запланировано на день, распечатать необходимые материалы к уроку. Спокойствие нарушает звонок на первый урок.

День. Начавшиеся утром уроки продолжаются общением с учениками, решением каждо дневных вопросов, классным часом или педсоветом, совещанием кураторов или заседанием научного общества, подготовкой к межгимназической конференции или репетицией спектакля.

Вечер. Хорошо, если удается выкроить время на тренировку или игру в волейбол - любимую с детских лет. После - проверка тетрадей, рефератов, контрольных работ, подготовка к урокам.

Ночь. Глубоко в ночи приходит осознание, что половину из задуманного сделать не успел, даже поесть толком не удалось... Но впереди еще проверка электронной почты, где скопилось немало писем, на которые надо ответить. И новый день уже скоро наступит".

Пять заповедей Антона Молева

- Нельзя быть истиной в последней инстанции;

- Нельзя быть безразличным;

- Нельзя забывать, что ты сам когда-то был ребенком;

- Нельзя все время быть серьезным;

- Нельзя опаздывать на уроки. Никак нельзя, но с этим самые большие проблемы.

Образование Москва Столица