Фильм "Распутин" по заказу телеканала "Россия" снимает режиссер из Франции Жозе Дайан.
На счету Дайан более ста кинофильмов, в числе которых "Граф Монте-Кристо", "Отверженные", "Опасные связи", "Проклятые короли", "Бальзак". В то, что у нее получится и постановка такого сложного момента в истории страны, как Россия на грани Первой мировой войны, верится легко.
Съемки проходят в Царском Селе, рядом с тем местом, где был похоронен Распутин. В роли Распутина - Жерар Депардье. Императрицу Александру Федоровну играет Фанни Ардан, Николая II - Владимир Машков.
Как Ардан Машкова провожала
В кадре одна из ключевых сцен фильма: Александра Федоровна провожает мужа на войну. Фанни Ардан вместе с детьми должна выйти на порог дворца, поцеловать Машкова и проводить взглядом, пустив слезу. На ней - воздушное платье, дети императрицы - в похожих невесомых туалетах, и только Машков - в военной шинели. А на улице не больше пяти градусов тепла, к тому же съемки проходят на закате и холодает с каждой минутой.
В перерывах съемок Ардан греется в "Мерседес", который заказали специально для нее, и растирает руки девочкам. Машков полностью сконцентрирован и из шалостей позволяет себе лишь подбирать окурки сигар, небрежно брошенные режиссером Дайан, говорит, сохранит на память.
Два часа Ардан и Машков целуются, а сцену портят то появившиеся в кадре некстати зеваки, то Депардье, который в мужицких сапогах, бушлате и в кепке с надписью "Россия" смешно переваливается по ступенькам дворца. Жерар тут же включается в процесс, подбадривает Ардан и Машкова, показывая им международный жест - большой палец вверх, - и болтает со всеми вокруг. Говорит громко, жестикулируя, потому получает замечание от режиссера: мол, на записи будут слышны его реплики.
Хоть Депардье и не привез с собой вино из собственных виноградников (говорят, он во время съемок ни-ни), но статус мировой звезды обязывает его расположиться в комфортабельном гримерном вагончике, где можно не только готовиться к съемкам, но и покушать или вздремнуть, пока не задействован в кадре.
Депардье мечтает о Пугачеве
Про Россию и Распутина Депардье говорит взахлеб - и о том, как 15 лет мечтал только об этой роли, и о том, как влюблен в Россию и русский характер, который ему понятен и близок:
- Распутин - это русский темперамент, о котором я думаю, когда читаю Достоевского. Обожаю русскую литературу, хотел бы еще и кого-нибудь из пушкинских героев сыграть. Очень мне нравится такой персонаж, как Емельян Пугачев.
На съемочной площадке уже ходят легенды о том, как во время съемок сцены убийства Распутина Депардье два часа пролежал в снегу и не пожаловался. Только рычал.
Депардье - двигатель всего фильма. Именно он привлек Дайан в качестве режиссера, он же порекомендовал ей Машкова и Хабенского. Занимался даже второстепенными персонажами. Например, решил, что Юлия Снигирь будет играть девушку, олицетворяющую в картине войну. У Хабенского тоже непростая роль - Арон Симанович, секретарь Распутина.
Сценарий подвергался переработке не только с французской, но и с российской стороны. К примеру, в кино должна была быть сцена, в которой жена Распутина ждет его дома и варит ему кофе, - уговорили французов заменить кофейник на самовар с чаем. Или еще нюанс, который французы не могли прочувствовать. Жена Распутина должна была мило беседовать с его любовницей, выясняя отношения. От этого фрагмента решили отказаться.
О том, поддастся ли роль Распутина Жерару Депардье, на съемочной площадке говорят определенно: "Жерар сможет сыграть все, что захочет". С этим соглашается и режиссер Жозе Дайан:
- Для такого персонажа, как Распутин, нужен необыкновенный актер - такой, как Жерар. Депардье очень мечтал об этой роли. Именно он попросил меня поставить этот фильм, я бы не приехала в Россию, если бы не Жерар.
- Было сложно договориться о съемках в Царском Селе, ведь это охраняемый исторический объект?
- Обо всем договорился Жерар. Он выходил на официальных лиц. Мне интересно снимать именно на месте событий - там, где сохранилась энергетика того времени.
- Как подбирали актеров?
- Я не видела ни одного фильма с участием Машкова или Хабенского. Но мы встречались, и я советовалась с Депардье, который знает их.
- Вы уже 13 лет работаете с Депардье, а есть у вас любимая картина с его участием?
- Возможно, это будет "Распутин". Мы действительно много работали вместе. Первая встреча состоялась на съемочной площадке фильма "Граф Монте-Кристо", потом мы вместе делали фильм о Бальзаке. Жерар помог мне рассказать романтическую историю этого писателя. Потом Жерар опять помог мне: в фильме "Проклятые короли" по произведениям Мориса Дрюона он решил сниматься просто из дружеского участия. Жерар сыграл Жака Де Моле, тамплиера, проклявшего королей, после чего все они умерли. В этом персонаже есть нечто общее с Распутиным, который считал, что Россия не должна вступать в войну, потому что это будет означать конец империи и гибель царской семьи.
- С российскими актерами вам нравится работать?
- Они очень сконцентрированы, всегда слушают, что им говоришь. Но мне нравится, что они свободны в формировании своего персонажа. Мне показалось, российские актеры привыкли работать в условиях режиссерского диктата, а свободы им очень хочется. И я им это даю.
Режиссер Дайан гордится и своим знанием русского языка. Выкрикивать слово "Тишина!" на съемочной площадке ей удается не хуже, чем нашим знаменитым режиссерам. А вот самое популярное имя на площадке - Иван. Именно его зовут все - и осветители, и гримеры, и постановщики трюков. Но приходят на этот зов и приносят с собой требуемые реквизиты все время разные люди.