26.05.2011 00:20
Общество

Юлия Белова: Чтобы научить ребенка, его нужно полюбить

Лучший учитель года Минска больше всего на свете не любит каникулы
Текст:  Мария Волкова (Минск)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №20 (504)
Читать на сайте RG.RU

Непоседы из 1 "А" класса средней школы N 99 Минска еще не понимают, как им повезло. Их первой учительницей стала Юлия Белова, которую в этом году назвали лучшей в своей профессии среди 28 педагогов города. Чтобы заслужить звание "Учитель года", мало пройти тестирование, обобщить и "защитить" свой опыт, нужно еще провести три урока в разных школах, в незнакомых классах. И это - три самых главных экзамена для учителя. За 35 минут Юлии Беловой нужно было успеть не просто объяснить тему, но и найти общий язык с учениками младших классов, научить, увлечь. Ей это удалось: за 12 лет работы в школе дети и ее саму многому научили.

Только в книжках учитель - человек с указкой у доски, при виде которого ученики сразу замолкают. В жизни стереотипы ломаются. Когда я переступила порог 1 "А", как-то сама собой возникла ассоциация с цирком. В меня тут же с разбегу врезались двое мальчишек, я налету поймала летящую тряпку и чуть не оглохла от слившихся в какофонию детских голосов: "Юлия Валентиновна, он меня толкнул", "...она обзывается", "...он рисует на доске!". И в этот момент, уверяет первая учительница, важно всех увидеть, услышать и каждому ответить, чтобы не потерять доверие и с таким трудом завоеванный авторитет.

- Присаживайтесь, - отдает мне свой стул Юлия. - В первом классе учитель все равно не сидит.

И не стоит, в чем пришлось мне вскоре убедиться. А постоянно бегает вдоль парт, заглядывая к каждому в тетрадь: все ли услышали, поняли, записали, не отстали ли? Один потерял ручку, другой забыл тетрадь, третий качается на стуле, четвертый ссорится с соседкой по парте.

Это бесконечная борьба за детское внимание. Работа, как говорит Юлия, "на выдохе". Чуть увлекся, и они вышли из-под контроля. Каждые 5 минут нужно переключаться на что-то новое.

- Когда я говорю правильно - вы прыгаете, когда неправильно - машете головой. Итак, "кашуля - это рубашка", "каралi - это бусы", - затевает новую игру на факультативном занятии по белорусскому языку Юлия Валентиновна, и я чувствую, как подо мной начинает дрожать от топота пол.

С каждым годом учителям приходится быть все более изобретательными, придумывать все больше интересного, захватывающего. Здесь никакой конспект не спасет.

- Разве что еще не пляшем, - смеется Юлия. - Ведь к рутинной работе дети не приучены. К самостоятельной - тем более. Раньше у них были обязанности по дому. А сейчас мама и папа порой превращаются в обслугу для ребенка: и шнурки завяжут, и принесут, и уберут, и кормят иногда до школы с ложечки. Сегодня в первый класс приходят, уже умея читать и писать печатными буквами, но учитель больше времени тратит на то, чтобы усадить их за парту.

- У вас особые методы, как заставить ребенка учиться?

- Не заставить, а заинтересовать. В 1-м классе мы еще "играем в школу". Поэтому есть возможность не задавать домашних заданий и не заставлять детей их делать. А найти такой способ, чтобы ребенок вообще не понял, чего от него хотят, чтобы он хоть что-то выучил. Читать не хочет? Можно посылать ему sms-письма со сложными словами, оставлять записки на холодильнике. Создавать проблемную ситуацию, когда ему все равно придется прочитать. Когда меня коллеги заменяли на уроке, потом удивлялись: "Юлия Валентиновна, вы их научили, что в листьях есть хлорофилл, поэтому они зеленого цвета?!" Я не учила, просто обронила слово, а у них в голове отложилось. Главное - поддерживать их интерес...

Спросить "Как?" я уже не успеваю. Ее оккупируют со всех сторон ученики. Кто-то нетерпеливо машет перед носом книжкой "Баранкин, будь человеком", кто-то с задачником по математике переминается с ноги на ногу, а кто-то пытается найти на столе в стопке тетрадей свою. И в этом детском нетерпении я со своими вопросами не то что не вовремя, а как бы без очереди протиснулась.

- Хотят, чтобы я им книжки на жетончики поменяла, - как бы извиняясь, разводит руками учительница и, увидев мое недоумение, поясняет: - Они читают дома или выполняют какие-то задания, за что получают жетончики. 10 жетончиков меняют на наклейки, которые клеят в свой журнал успеваемости. По итогам года их ждет сюрприз, подарок. В 1-м классе ведь отметки не ставят. А контролировать процесс как-то надо. Им это - в удовольствие.

Говорят, нынче дети взрослеют быстрее. Они знают конкретно, чего хотят. Стали раскованнее, у каждого - свое мнение, и учителю уже не верят на слово. Все нужно доказывать, аргументировать.

- Вы на нас сейчас наступите, и будет "Ой!". Разойдитесь, пожалуйста, - разнимает Юлия мальчишек, которые затеяли поединок прямо перед нами.

- Престиж профессии падает? Вы это ощущаете? - задаю провокационный вопрос.

- Вряд ли стоит говорить, что профессия учителя непрестижная, - возражает Белова. - Просто у времени другие ценности, герои и родители. Все мы в той или иной степени стали потребителями. Поэтому и учитель рассматривается преимущественно с точки зрения удовлетворения потребностей детей: он должен хорошо научить, сделать их школьную жизнь комфортной. А ведь это двусторонний процесс. Когда контакта с семьей нет, результата достичь сложнее. Действовать нужно сообща.

Юлия Белова, несмотря на свою молодость, авторитет у родителей уже завоевала. Ведь если учитель сам ценит то, что делает, счастлив на своем месте и многого добился, то и к ученикам приходит уверенность, что эта работа престижна.

- Мне самой повезло с учителями, - считает Юлия. - Может, поэтому я с детства мечтала стать педагогом. И если бы встал вопрос поменять работу, не знаю, на что, потому что не вижу себя ни с бумагами, ни с механизмами, ни с чем-то другим. Постоянно тянет в школу. И когда каникулы, кажется, быстрее бы уже дети пришли.

Неудивительно, что в ее классе всегда 3-4 ученика непременно хотят стать учителем.

Пять заповедей Юлии Беловой

- Прежде чем ребенка научить чему-то, его нужно полюбить.

- Самому быть примером поведения.

- Не оценивать ребенка, а оценивать его поступки.

- Дети разные - подход разный.

- Оценивать ребенка не по количеству ошибок, а по вложенным силам.

Образование