Вчера в галерее GMG в рамках Дней Испании в России открылась выставка известного английского фотографа Джеймса Хилла. Она посвящена тому, без чего немыслима Испания: бою быков. На открытие приехали матадоры.
Один из ведущих мировых фоторепортеров, удостоенный многих престижных призов за фотожурналистику, обладатель Пулитцеровской премии и наград Международного пресс-клуба Америки, лауреат конкурса World Press Photo и премии Visa d Or фестиваля Visa pour l Image в Перпиньяне, человек, снимавший Чечню, Афганистан, Ирак, - Джеймс Хилл не совсем "сторонний" человек в современной России.
Он еще вписан в контекст собственно российских сюжетов. Его знаменитый альбом "День Победы" (снимки более 400 ветеранов Великой Отечественной войны) был награжден на 23-й Московской международной книжной выставке-ярмарке.
C 2003 года Джеймс Хилл живет с семьей в Москве, проводит мастер-классы по фотожурналистике в российских университетах. И продолжает путешествовать по миру. Живущий "между" Россией и какой-нибудь другой страной (не обязательно Англией) и снимающий всегда по-своему увиденный мир, на этот раз Хилл знакомит нас с "Днями Сан-Исидро" - знаменитым мадридским фестивалем, самым важным среди корридных фестивалей, ежевечерне собирающем более 20 тысяч зрителей. Книга "Дни Сан-Исидро" с фотографиями Джеймса Хилла включает в себя текст матадора Пако Камино.
Эмоции фестивальных вечеров, сюжеты с бычьих ферм в окрестностях испанской столицы мы будем разглядывать, находясь на волне мировых споров о бое быков (в Каталонии с 2012 года он будет запрещен). Для Джеймса же бой быков - "знаковое культурное свидетельство об Испании". Его фотографии, по его собственным словам, принадлежат не взгляду поклонника корриды, "но, скорее, кому-то, кто смотрит на страсть и опасность с позиции наблюдателя".
Во время последнего фестиваля Хилл снял смертельную травму матадора Хулио Апарисио, которому чудом удалось выжить. "Призрак смерти, но не только смерти быка, - говорит Хилл, - всегда здесь. Я старался передать равновесие между этой опасностью, мощью животного и очень тонкой гранью между увечьем и искусством, и в то же время отразить невероятное противостояние между двумя существами. Представление на сцене этого театра ужасающе и удивительно одновременно".
- Я не хочу обсуждать корриду как явление, вызывающее споры, - сказал Джеймс Хилл корреспонденту "РГ" на вернисаже. - Ни разу не видя до этого корриды, я поехал в Испанию, чтобы понять, что это такое. Знаете, где есть страсть, там всегда интересно. Пусть зрители испытают вместе со мною все крайние эмоции, которые человек переживает на корриде.
Эмоции эти, действительно, так сильны и остры, что, как в театре, ты забываешь суету и шум вокруг. Медленная прогулка по выставке словно переносит тебя в Испанию - к онемевшей от драматичности уникального, великолепного и трагичного события публике.