27.05.2011 00:50
Власть

Виктор Труфанов: На вооружение береговой охраны поступило 35 новых кораблей

На вооружение береговой охраны поступило 35 новых кораблей
Текст:  Тимофей Борисов
Российская газета - Федеральный выпуск: №113 (5489)
Читать на сайте RG.RU

Как российские пограничники охраняют границы Абхазии, какую технику берут на вооружение, как собираются контролировать Северный морской путь?

Обо всем этом - в интервью "Российской газете" рассказал руководитель департамента береговой охраны Пограничной службы ФСБ России, генерал-полковник Виктор Труфанов.

Российская газета: Виктор Трофимович, у нас в стране о службе пограничников люди судят еще по советским фильмам про Карацупу или Мухтара. А словосочетание "береговая охрана" звучит по-голливудски. Служба новая, и про нее отечественных фильмов еще не снимали. В чем ее отличие от морских подразделений погранвойск, которые были раньше?

Виктор Труфанов: Береговая охрана начала создаваться с 2007 года, поэтому мы еще молоды и продолжаем формироваться. Мы не войсковое подразделение, как это было раньше, а правоохранительная структура в составе ФСБ России. У нее имеются свои оперативные службы, органы дознания и право осуществлять оперативно-разыскную деятельность. Зона ответственности - приграничная территория берега и 200-мильная исключительная экономическая зона России. Береговая охрана комплектуется только на профессиональной основе. Техника, находящаяся на вооружении, обязывает нас эксплуатировать ее специалистами с профессиональным багажом знаний. Поэтому мы полностью отказались от призыва на срочную службу.

РГ: Откройте секрет, сколько у вас кораблей и каких?

Труфанов: У нас есть сторожевые корабли и катера. Многие из них еще советской постройки, но есть и новые многофункциональные суда с улучшенными бытовыми условиями, на которых служить - одно удовольствие. Активно используется авиация ФСБ, беспилотные летательные аппараты, современные автоматизированные системы наблюдения за надводной обстановкой. Причем всю новую технику мы не закупаем за границей, а заказываем у российских предприятий.

РГ: В обществе живо обсуждаются случаи, когда морские пограничники, преследуя судно-нарушителя, применяют оружие. Как часто приходится стрелять при задержании?

Труфанов: В 2010 году, например, оружие применялось 11 раз. Во всех случаях - в соответствии с требованиями законодательства.

Применение оружия кораблем или авиацией по судну-нарушителю строго регламентировано и применяется исключительно для остановки судов-нарушителей во время их преследования и невыполнении ими наших требований. Как правило, для достижения этой цели, достаточно предупредительной стрельбы в воздух. Если же приходится применять оружие непосредственно по судну-нарушителю, принимаются меры, исключающие угрозу жизни экипажа. Кроме того, учитывая, что судно-нарушитель является орудием совершения правонарушения и его необходимо доставить в ближайший российский порт, мы стараемся нанести ему минимальный ущерб. Типичный пример: 11 июня 2010 года наше патрульное судно "Аргал" в Беринговом море 19 часов преследовало индонезийское судно "Асадара". Его удалось остановить только после предупредительной стрельбы авиации. При проверке выяснилось, что технические средства контроля, разрешение на промысловую деятельность, судовая и промысловая документация отсутствовали. Само судно, его капитана - гражданина Индонезии, и весь экипаж из 30 человек (13 - граждане России, 17 - граждане Индонезии) отконвоировали в порт Петропавловска-Камчатский для дальнейшего разбирательства.

РГ: Вам разрешено топить суда или же стрелять, находясь уже непосредственно на борту остановленного судна?

Труфанов: Случаи задержания со стрельбой - всегда нечто экстраординарное. Мы стараемся не доводить до этого. Ситуации бывают, конечно, разные, но, повторюсь, чтобы охладить горячие головы, обычно достаточно предупредительной стрельбы.

16 сентября 2010 года патрульное судно "Херлуф Бидструп" из отряда пограничных сторожевых кораблей во Владивостоке задержало рыболовецкую шхуну, которая шла под флагом КНДР. При осмотре инспекторы обнаружили на борту 39 корейцев без документов. А в трюмах нашли около полутора тонн кальмара. Документы на промысловую деятельности и груз отсутствовали. Во время проверки между пограничниками и членами экипажа возникла конфликтная ситуация. Чтобы недопустить дальнейшего развития конфликта, старший осмотровой группы применил оружие - один предупредительный выстрел в воздух из АК-74. Больше стрелять не пришлось.

РГ: С какими угрозами приходится сталкиваться при охране морских границ?

Труфанов: Их несколько: перевозка контрабанды, нелегальная миграция, браконьерский промысел и террористическая угроза на морском транспорте.

За первый квартал 2011 года задержано 42 судна, изъято более 290 тонн продукции рыбного промысла, возбуждено 157 уголовных дел. За прошлый год осмотрено свыше 30 тысяч судов, задержано 142 судна, изъято более 1200 тонн продукции рыбного промысла. Наложено штрафов и предъявлено исков о возмещении ущерба на сумму свыше 350 миллионов рублей, увеличение за год - в два с половиной раза. За нарушение законодательства о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне в 2010 году возбуждено 639 уголовных дел. Наиболее распространенными остаются нарушения природоохранного законодательства, которые составляют около 84 процентов от общего числа правонарушений. Причем основная часть нарушений режима государственной границы и пограничного режима также связана с незаконной деятельностью в сфере добычи морепродуктов.

Остается тенденция увеличения доставки наркотиков на нашу территорию. Количество выявленных нами в 2010 году наркотиков выросло по сравнению с 2009 годом более, чем в 5 раз. Если в 2009 году задержали почти 27 килограммов зелья, то в 2010-м - более 152 килограммов. Сохраняется и угроза незаконной миграционной деятельности, организации каналов переправки нелегалов как на территорию, так и с территории России. Статистика показывает, что наша страна используется в качестве транзитной зоны для незаконной миграции в Европу граждан СНГ и Афро-Азиатского региона.

РГ: Недавно японские СМИ сообщили, что там осуждены местные рыболовы, которые за взятки российским пограничникам нелегально рыбачили в наших водах. Вы проводили проверку этой информации?

Труфанов: Как только мы узнали из СМИ об этой загадочной истории, то, естественно, сразу направили официальный запрос в Японию, но никакого ответа до сих пор не получили.

РГ: С кем из других стран-соседей у вас наилучшие отношения, а с кем не очень?

Труфанов: Со всеми - нормальные, рабочие. Мы стараемся использовать правоохранительные возможности наших зарубежных партнеров. Для этого в 2010 году проведено 107 международных мероприятий, 13 совместных учений, осуществлено 8 деловых заходов пограничных кораблей в порты зарубежных государств. Обеспечена успешная работа в рамках председательства РФ в 2010 году в Конференции по пограничному сотрудничеству в регионе Балтийского моря с участием руководителей пограничных ведомств 11 стран.

С пограничными ведомствами приарктических государств продолжена работа по реализации российской инициативы о создании региональной формы многостороннего сотрудничества арктической "пятерки". Получили положительный международный резонанс многосторонние международные учения, подготовленные российской стороной, в северной части Тихого океана и в регионе Балтийского моря по борьбе с противоправными действиями на море, поиску и спасанию.

РГ: Какие факторы мешают налаживать еще более тесное взаимодействие со странами-соседями?

Труфанов: Наша страна на море граничит с 12 государствами. Международно-правовое оформление государственной границы на море окончательно не завершено с восемью государствами, это - Эстония, Литва, Украина, Абхазия, Азербайджан, Казахстан, США, Япония. В настоящее время идет работа над проектами Договора о российско-украинской государственной границе в Азовском море, Договора о разграничении морских пространств в Черном море, соглашений по вопросам сотрудничества в сферах судоходства, рыболовства и охраны морской среды.

Продолжается работа по достижению компромисса между Прикаспийскими государствами для последующего заключения Конвенции о правовом статусе Каспия. В ходе переговоров подписаны двусторонние соглашения между Россией и Казахстаном, а также между Россией и Азербайджаном о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях недропользования, а также рамочная конвенция по защите морской среды Каспия. Разграничение морских пространств между Россией и Японией существует как оформленное односторонними государственными актами по итогам Второй мировой войны. Из-за непризнания Японией прав России на южные Курильские острова до настоящего времени между государствами не заключен мирный договор и отсутствуют соглашения по разграничению морских пространств. В соответствии с достигнутой договоренностью в рамках созданной совместной российско-японской комиссии по вопросам заключения мирного договора сторонами образованы подкомиссии по пограничному размежеванию и подкомиссия по совместной хозяйственной деятельности на Южных Курилах.

РГ: Охрана морской границы Абхазии осуществляется только российскими пограничниками?

Труфанов: В соответствии с подписанным 30 апреля 2009 года Соглашением между РФ и Республикой Абхазия, на ФСБ России возложены задачи по охране абхазско-грузинского участка границы. А также морских пространств, на которые распространяются суверенитет, суверенные права и юрисдикция Республики Абхазия. Нами развернуто там целое управление, которое осуществляет свою деятельность во взаимодействии с пограничным отрядом Службы государственной безопасности и правоохранительными органами Абхазии. Российские пограничники приняли под охрану более 350 километров государственной границы, из них морской - 215 километров. Там создана достаточная для выполнения задач катерная группировка.

РГ: Это торпедные катера?

Труфанов: Нет. Повторюсь, у нас не войсковая структура, а правоохранительная.

РГ: Какая новая техника в обозримом будущем поступит на вооружение береговой охраны?

Труфанов: В 2010 году построено 35 единиц корабельного состава - это один корабль, одно судно, 33 катера. В апреле поднят флаг на современном патрульном судне проекта 22120, который совершит переход Северным морским путем и будет нести службу в составе Сахалинского погрануправления. Также начато серийное строительство многофункционального пограничного сторожевого корабля. Кроме того, выполняется опытно-конструкторская работа по созданию современного пограничного сторожевого корабля 1 ранга. Ведутся работы по развертыванию систем освещения надводной обстановки в акваториях Балтийского, Каспийского, Черного, Азовского морей, на Дальнем Востоке и в Арктике.

РГ: Иностранная пресса несколько раз писала о наличии у контрабандистов самодельных подводных лодок. Вам приходилось сталкиваться с такой техникой?

Труфанов: Нам не приходилось. За охрану государственной границы в подводной среде в соответствии с российским законодательством отвечает Военно-Морской флот России.

РГ: В связи с глобальным потеплением сейчас много говорят и пишут о скором открытии круглогодичного Северного морского пути? Как вы готовитесь к этому?

Труфанов: Пока этот вопрос не урегулирован. Вместе с МИДом мы выступили с инициативой создания форума арктической пятерки государств.

Спецслужбы