Завтра, 31 мая, будут отмечаться два праздника: Международный день культуры и Международный день блондинок. Не пропустить бы... Только мне вот что интересно: а нашему народу какой из двух международных дней ближе, если вдуматься?
Нынче пишут, конечно, больше про блондинок, чем про культуру, потому что блондинки зазывнее. Вы представляете, например, чтобы на первой полосе какой-нибудь газеты было написано "Книга - явление в мире культуры"? Маловероятно: и книг таких чего-то нет, да и сам заголовок, честно признаемся, вряд ли привлечет большую читательскую аудиторию.
Однако не надо обладать особой фантазией, чтобы представить на первой полосе такой вынос: "У блондинки C - явление нового возлюбленного". Сразу тираж газеты растет. Народ утверждает, конечно: мол, надоела блондинка эта, сил нет, однако газету покупает, чтобы быть в курсе.
Потому что быть в курсе новых премьер или книг - непрестижно вовсе. Это интересно только какой-нибудь компании ботаников, которая сама по себе, как говорится, - отстой. А вот знать нового возлюбленного любой известной блондинки - это ж совсем другое дело. Это же то, чем можно блеснуть. Добавив, конечно, кося под умного: мне это, мол, совсем не интересно. Но блеснуть.
Опять же, анекдоты про блондинок придумывают, а про культуру - нет. Анекдоты про блондинок сочиняют, конечно, мужчины для собственного возвышения. Такие уж мужчины пошли нынче: надо им непременно за счет кого-нибудь возвышаться. В этом смысле блондинки - очень удобный объект: мужчина рассказывает, какие они дуры, и ему кажется, что сам он - очень умный.
А за счет культуры и ее деятелей не возвысишься - вот и нет анекдотов. И потом блондинок как-то проще понять. Ведь для того, чтобы про культуру анекдоты рассказывать, ее надо знать, а это - сложно. Освоение блондинок у нас как-то лучше получается, чем освоение культуры.
Что такое блондинка - понятно: крашеная она там или натуральная - это их, парикмахерское дело, нас, мужиков, не волнует. А с культурой нынче трудно разобраться.
Нелегкая журналистская судьба занесла меня в Центр драматургии и режиссеры А. Казанцева и М. Рощина на спектакль "Хлам" по пьесе М. Дурненкова.
На сайте Центра прочел я такие слова: "..."Хлам" - текст отчаянный, резкий, написанный в сложной композиционной структуре, полной пересечений и внутренних рифм". Правда, на сайте не было сказано, что вся эта сложная композиция с пересечениями написана матом, которым герои не ругаются, а разговаривают. На этом спектакле как-то по-особенному начинаешь любить русский язык, потому что если, нет, нет, да и прорвется в "сложную композиционную структуру" подлинный русский литературный язык, сразу понимаешь, изголодавшийся, как он по-настоящему красив.
Пьеса Дурненкова, как и подавляющее большинство современных пьес, про то, как хорошие, добрые, незлобливые люди живут в нашей кошмарной, мерзкой, наркоманистой действительности. Как так получилось, что такие хорошие люди создали такую дурную действительность? - вопрос, который, как всегда, остается без ответа.
В общем спектакль "круто про жизнь", про самую ее, так сказать, изнанку. И можно было бы сказать, что - с моей во всяком случае точки зрения - он не имеет никакого отношения к культуре. Если б не одно "но", причем существенное.
Спектакль очень талантливо поставлен режиссером Маратом Гацаловым. Сквозь конъюнктурную фальшь пьесы вдруг прорывается что-то истинное, живое. Актеры играют блестяще практически все. А режиссерских придумок сколько! Нет, ну говорят же, что хороший режиссер может поставить телефонную книгу, а тут все-таки не книга, тут, как говорится, "полно пересечений и внутренних рифм".
Ну, и чего? Если человек в обществе ругается матом, про него говорят, что он - некультурный. Но я не могу называть некультурным спектакль "Хлам", коль скоро он - талантливый.
И как тут разобраться? Блондинка - она блондинка и есть, как сказала одна моя знакомая: "Блондинка - это состояние души". Понятно. А культура - состояние чего? Общества? Но при советской власти общество-то было так себе, а явления культуры периодически появлялись. А нынче чего?
Тут ряд деятелей культуры (подчеркну: не деятелей блондинок, а вот именно - деятелей культуры) встретились, видимо, очень друг другу обрадовались и решили на радостях создать некий совет, который будет следить за нравственностью в средствах массовой информации. Деятели культуры (к слову сказать, по-настоящему, подлинно, без иронии уважаемые люди) предложили, по сути, создать цензуру.
Ответ из Кремля последовал очень быстро. В ответе напомнили про два обстоятельства: цензура (даже если она называется "совет") у нас запрещена Конституцией, а, во-вторых, деятели культуры и должны как раз заниматься нравственным воспитанием народа.
А вот это уже серьезно. И не потому, что - из Кремля, а потому, что важно. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев заметил: "Культура человечества - это активная память человечества, активно же введенная в современность".
В спорном (особенно по части сценария), но, безусловно, талантливом фильме Владимира Хотиненко "Достоевский" для меня особенно важны два моменты: то, что фильм показывают в "прайм-тайм" на канале "Россия". И что герой фильма постоянно мучается нравственными вопросами. Понимаете, какое дело: нравственными вопросами можно мучиться! То есть не просто констатировать во всех СМИ: блондинку бросил-подобрал (что, как выясняется, в сущности, одно и то же) новый любовник-муж (между этими понятиями, как выясняется, тоже разница не велика). А мучиться вопросами взаимоотношений с Богом, со временем, в котором живешь, с собственной совестью, которая точит и не дает покоя. Несколько вечеров нам показывали человека, существующего в этой системе координат. Чем больше будет таких работ, тем меньше вероятность того, что страна культуры постепенно превратится в страну блондинок.
Фильм "Достоевский" замечателен еще и тем, что доказывает истину, которую сегодня уже надо доказывать: культурно - не значит скучно. Более того, явления культуры, входящие в ту самую "активную память человечества", о которой говорил Лихачев, - это, может быть, самое интересное.
Эх, если бы мы про явления культуры научились рассказывать так же интересно, как про явления разнообразных блондинок, - вот было бы здорово! Нет, я прекрасно понимаю, что среди нас есть люди, которым блондинки вообще не интересны как класс. Как говорится: дай им Бог здоровья! Но научиться бы рассказывать про то, что составляет жизнь культуры, так, чтобы это читали, смотрели, слушали и те, кому блондинки интересны.
Культура - это то, что соединяет нас с вечностью. Игнорировать ее - игнорировать вечность. А это - самоубийство.
Поэтому, конечно, советую всем завтра праздновать Международный день культуры. Это и солидней, и пафосней, и даже правильней. Но ведь и про блондинок совсем забывать тоже как-то глупо, не так ли?