31.05.2011 00:42
Экономика

В начале 2011 года иностранные инвестиции в основной капитал сократились почти на 80 процентов

Прямые иностранные капиталовложения запутались в лабиринте проблем
Текст:  Людмила Морозова Алексей Чичкин
Российская Бизнес-газета - : №18 (800)
Читать на сайте RG.RU

Вернуть "моду" на Россию среди отечественных и иностранных инвесторов - таков был основной призыв II Форума "Инвестиции в России: возможности привлечения капитала".

Эмоциональный накал конференции обусловлен фактической стагнацией не только притока в РФ прямых иностранных инвестиций, но и продолжающимся "выжиданием" отечественных инвесторов. Так, по оценкам Минфина России, прямые иностранные капиталовложения в Россию упали почти в полтора раза в 2010 г. по сравнению с 2009-м. А, например, в начале 2011 г. инвестиции в основной капитал сократились по сравнению с январем 2010-го почти на 80%. По-прежнему основными странами - инвесторами в РФ выступают, главным образом, страны и территории с офшорным статусом. Туда же направляется фактически основная часть прибылей, но лишь часть ее затем реинвестируется в российскую экономику.

В этой связи многие участники форума выдвинули такой вопрос: может, целесообразно создать в России инвестиционные условия, аналогичные офшорным? Вероятно, только в этом случае инвестировать в Россию будет выгодно?

Участники конференции предложили внести некоторые изменения в функции ряда федеральных ведомств, чтобы упростить административное сопровождение инвестиций. Так, зам министра финансов РФ Алексей Саватюгин сообщил на форуме, что вскоре планируется внесение изменений в положения этих двух ведомств. Новшества предусматривают объединение Федеральной службы страхового надзора с ФСФР. По указу президента РФ, ФСФР будет контролировать все сектора финансового рынка, кроме банковской и аудиторской деятельности. Та же служба обеспечит соблюдение законодательства о противодействии манипулированию рынком. А минфин, по словам А. Саватюгина, будет определять государственную политику во всех секторах финансового рынка. В состав функций этого ведомства войдет также законотворчество в сфере финансовых рынков.

Кроме того, замминистра предложил участникам инвестиционного рынка посредством саморегулируемых организаций - банковских, фондовых, страховых - коллективно направлять свои предложения в Минфин России.

Если РФ не удастся восстановить доверие инвесторов, то ее производственная инфраструктура не обеспечит долговременного экономического роста 3% в год

По мнению Сергея Белякова, директора департамента инвестполитики и развития ГЧП Минэкономразвития России, главные проблемы инвесторов в РФ обусловлены преодолением многих административных и технических барьеров, таких, к примеру, как запредельные непроизводственные затраты при реализации инвестпроектов, при подключении к электросетям, другой инфраструктуре. Смежные проблемные вопросы, по мнению С. Белякова: дискриминация инофирм при рассмотрении большинства их споров с российским бизнесом, изъяны в таможенном законодательстве, усложненные права собственности и т.п. Эти и другие обстоятельства, естественно, не могут быть стимулами роста зарубежных инвестиций.

Обсуждался также вопрос о возможностях фондового рынка для привлечения капитала. Участники форума были единодушны в том, что существующих законов, торговой инфраструктуры и других механизмов в принципе достаточно. Но инвестклимат для стратегических вложений в акции российских компаний неблагоприятный, так как инвесторам мешают низкая внутренняя ликвидность, недостаточная защищенность прав собственности, бюрократическое и коррупционное давление. На российские биржи идет гораздо меньше инвестиций, чем позволяет их потенциал. А связано это прежде всего с тем, что западные фонды по-прежнему рассматривают российский рынок только для торговли, а не для вложений. Причем "горячие деньги" из-за рубежа зачастую делают российский рынок рискованным, "а такого рода операции крайне опасны для российского бизнеса. Потому что при появлении негативной информации быстро происходит "уход" капитала отсюда, со всеми вытекающими последствиями. Что, в свою очередь, может глубоко "уронить" рубль в какой-то момент", - уверен финансовый аналитик Андрей Черепанов.

Что касается использования ГЧП в рамках комплексной линии по привлечению капиталовложений и росту их эффективности, директор Центра ГЧП Внешэкономбанка Александр Баженов отметил, что более чем в 30 субъектах Федерации уже приняты и действуют местные законы о ГЧП. В том числе в 17 из них созданы конкретные структуры ГЧП и предусмотрено местное бюджетное финансирование проектов, реализуемых посредством государственно-частного партнерства. Кроме того, свыше 200 концессий, по оценке А. Баженова, к настоящему времени зарегистрировано на муниципальном уровне.

Но, по его данным, во всех этих проектах пока не имеется значительной доли частных капиталовложений. Среди главных причин такой ситуации - дефицит высококвалифицированных специалистов в инвестиционной сфере и недостаточно высокий уровень подготовки инвестпроектов.

На форуме было представлено и новое исследование агентства Standart Poors по тенденциям кредитного рейтинга России. В нем, в частности, отмечено: "Долгосрочные перспективы развития российской экономики не определены по-прежнему. Если РФ не удастся в достаточной мере восстановить доверие инвесторов, то ее производственная инфраструктура не обеспечит долговременного экономического роста 3% в год. А медленное продвижение реформ, большая зависимость от рынка нефти и небольшие успехи в борьбе с коррупцией означают лишь полное отсутствие ясности в отношении поступлений прямых иностранных инвестиций в ближайшие 5 лет".

Прямые иностранные инвестиции в страны БРИК в 2010 году, млрд долларов

Инвестиции