По данным компании Abercade, которая провела фундаментальное исследование рынка биопестицидов, в РФ действуют всего два крупных предприятия, построенные еще во времена СССР, производящие продукты промышленной биотехнологии. Это "Сиббиофарм" (г. Бердск, Новосибирская область) и "Восток" (Кировская область). Эти предприятия выпускают технические ферменты, используемые в производстве кормов, текстильной, кожевенной и пищевой промышленности (производство спирта и пива). Они же выпускают и биологические средства защиты, препараты для силосования, препараты для деградации нефтяных загрязнений почвы. Также есть ряд компаний, производящих биопрепараты в меньших масштабах.
По сведениям заведующего лабораторией Россельхозцентра Ставропольского края Вячеслава Коваленкова, до 1990 года в нашей стране потребность в биопестицидах покрывалась 1400 биолабораториями и биофабриками. Сеть покрывала все важнейшие сельскохозяйственные регионы. По сути, была создана беспрецедентная для мировой практики система, которая обеспечивала производство биопрепаратов и внедрение их в агропроизводство. Сегодня таких организаций осталось чуть более 20, с минимальной производительностью.
Главные потребители биопестицидов в стране - предприятия защищенного грунта и лесные хозяйства (около 80%), личные подсобные хозяйства (около 15%) и предприятия открытого грунта (около 5%).
Однако общий объем потребления средств биологического контроля крайне мал (на биопрепараты приходится до 1% от общего объема применения синтетических пестицидов). Из 60 млн га российских сельхозугодий, обработанных пестицидами в 2008 году, менее 1,5% обработано биопрепаратами. Хотя есть и счастливое исключение, например Ставропольский край, где по отдельным культурам в общем объеме обработок на биопрепараты приходится порядка 10%. К Ставрополью подтягиваются Краснодарский и Ростовский края, Татарстан, Воронежская область. Также достаточно высокими остаются показатели по предпосевной подготовке: биологическими методами обрабатывается до 8% всего посевного материала, подвергаемого протравливанию (порядка 500 тыс. тонн). Однако эти отдельные успехи стоит отнести к "эху" системы применения биоконтроля, создававшейся в СССР, нежели к успехам предприятий современной российской отрасли.
Причин создавшегося положения множество. Прежде всего низкий уровень культуры земледелия и осведомленности о современных тенденциях аграрной практики. Вдобавок низкая рентабельность сельскохозяйственного производства, когда перед растениеводами в первую очередь стоит задача минимизации издержек, а не совершенствование системы защиты растений за счет перехода на более безопасные, но и более дорогие препараты.
К негативным причинам относится и политика государства, которая в настоящий момент направлена на поощрение синтетических средств защиты растений, приобретение которых сельскохозяйственными производителями субсидируется, в то время как в отношении "биологии" такие поощрительные меры отсутствуют.
Но, несмотря на все негативные факторы, интерес к альтернативным средствам защиты растений растет, потому как потребность в биологических средствах продиктована самой аграрной практикой. Выращивание овощей в тепличных условиях, культивирование декоративных растений и фруктово-ягодных культур нуждается в биопрепаратах как в обязательном элементе защиты растений. "В настоящее время в стране спрос на биопестициды превышает предложение, - утверждает Вячеслав Коваленков, - но удовлетворен он всего на 10-20% в закрытом грунте, в открытом - и того меньше".
Основной задачей в подобных условиях становится вопрос о налаживании каналов продаж биопрепаратов и предоставлении потребителям эффективных решений для борьбы с наиболее "экономически опасными вредителями и патогенами". По мнению Павла Мезенцева, специалиста московского филиала "Сиббиофарма", в защищенном грунте ощущается дефицит биопрепаратов против белокрылки и трипса.
Выбор курса на продвижение интегрированной системы защиты растений, что подразумевает расширение практики использования средств биоконтроля, означает выбор безопасных продуктов и сохранности экосистемы. Генеральный директор "Биохиммаша" Андрей Мошкин считает, что, если для человека, у которого земля в частной собственности, важно, что будет у него через 50 лет, какую землю он оставит своим сыновьям и внукам, тогда он применяет экологически безопасные препараты. Но пока потребителей средств защиты растений как наемных работников не сильно волнуют вопросы защиты окружающей среды и качество земли через десятки лет, они покупают ту продукцию, которая дешевле.