31.05.2011 00:49
Экономика

ФАС расследует дела по неправильному ценообразованию за горячее водоснабжение

ФАС расследует дела по неправильному ценообразованию за горячее водоснабжение
Текст:  Елена Шмелева
Российская Бизнес-газета - : №18 (800)
Читать на сайте RG.RU

В этом году многие москвичи были неприятно удивлены, увидев в коммунальной платежке невероятные количества потребленных кубометров воды. Вроде никто по полдня не плещется под душем, да и вряд ли расход воды на кухне может по неведомой причине увеличиться в разы. В чем же дело, спросили мы у заместителя руководителя - начальника аналитического отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по городу Москве Дмитрия Тетушкина.

- Дмитрий Николаевич, как складывается цена на услуги снабжения горячей водой в столице?

- Основными составляющими стоимости горячего водоснабжения являются вода и тепловая энергия, использованная для ее подогрева. В Москве используется два вида систем теплоснабжения. В случае если горячее водоснабжение дома осуществляется по открытой системе теплоснабжения, указанные составляющие должны присутствовать в платежных документах двумя раздельными строками. Аналогичный порядок действует в домах, в которых приготовление горячей воды осуществляется в индивидуальных тепловых пунктах. В случае если система теплоснабжения закрытая, то для расчета за услуги горячего водоснабжения используется тариф на горячее водоснабжение, установленный правительством Москвы. Он уже учитывает стоимость воды и тепловой энергии.

Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, обязаны обратиться в РЭК Москвы для установления тарифа и применять исключительно установленные им тарифы. Любой тариф должен быть экономически обоснован. Естественно, что везде стоит разное оборудование с разным износом, используется разный технологический процесс. Разные издержки на приготовление горячей воды обуславливают различия и ее стоимости. Так, действующие тарифы на горячее водоснабжение для расчетов с населением установлены из расчета разных тарифов на тепловую энергию, используемую для производства горячей воды, у двух крупнейших производителей тепловой энергии - ОАО "МОЭК" и ОАО "Мосэнерго".

- Много ли нарушений фиксирует УФАС по Москве при анализе деятельности управляющих компаний при расчетах с гражданами?

- Нарушения порядка ценообразования на горячее водоснабжение для населения в настоящее время фиксируются не столько со стороны управляющих организаций, сколько со стороны ресурсоснабжающих. Так, крупнейшая в Москве по объемам поставки тепловой энергии для нужд населения компания ОАО "МОЭК" вместо использования при расчетах с управляющими организациями, жилищно-строительными кооперативами, товариществами собственников жилья установленного правительством Москвы тарифа на горячее водоснабжение в счетах выставляет раздельно стоимость холодной воды и стоимость тепловой энергии, использованной для ее подогрева. ОАО "МОЭК" осуществляет эксплуатацию центральных тепловых пунктов в Москве, на которых происходит непосредственное приготовление горячей воды. Система теплоснабжения, как правило, закрытая, поэтому раздельное выставление в счетах составляющих тарифа на горячее водоснабжение недопустимо.

На практике мы видим, что общая сумма по дому, предъявляемая ОАО "МОЭК" к оплате, получается на несколько тысяч рублей в месяц больше, чем если бы применялся тариф на горячее водоснабжение. Такое раздельное выставление счетов за составляющие тарифа на горячую воду ведет к ущемлению интересов граждан, управляющих организаций.

Многие управляющие организации в данном случае продолжают рассчитываться с населением по тем тарифам, которые установлены правительством Москвы. Переплата, возникающая вследствие расчетов с ОАО "МОЭК" по системе раздельного выставления счетов за воду и тепловую энергию, покрывается либо за счет финансового результата, либо скорее всего взимается с граждан по другим статьям.

- Возможно ли при расчетах за горячее водоснабжение ущемление интересов граждан, в квартирах которых не установлены приборы учета воды?

- Возможно. Я имею в виду противоречие порядка определения объема потребленного коммунального ресурса, предусмотренного 307-м постановлением правительства РФ и 77-м - столицы. В 307-м указано, что если у собственников помещений нет индивидуального прибора учета воды, то при исчислении объема потребленного ресурса используется норматив потребления, установленный органом власти. По постановлению правительства Москвы между теми, у кого приборов учета нет, распределяется объем воды, определенный по показаниям общедомового счетчика. Эта величина зачастую превышает норматив потребления.

Нарушения порядка ценообразования на горячее водоснабжение фиксируется не столько со стороны управляющих организаций, сколько со стороны ресурсоснабжающих

При этом для тех, у кого приборы учета воды установлены, московским порядком предусмотрены более выгодные условия. Постановление правительства Москвы предусматривает взимание платы исключительно по индивидуальным приборам учета воды, а по порядку правительства Российской Федерации в расчете объема потребления учитываются показания и индивидуального прибора учета, и общего прибора учета.

- Как это возможно на практике?

- Индивидуальный прибор учета выдает информацию о том, сколько непосредственно потребил воды тот или иной гражданин, но не учитывает объема потерь воды в общедомовых сетях, объема потребления этой воды на общедомовые нужды управляющей организацией из общедомовых сетей общедомового прибора учета. По 77-му московскому постановлению показания общедомового прибора просто раскидываются между теми, у кого не было счетчиков. Управляющая организация, осуществляя неэффективную эксплуатацию общедомовых сетей, заставляет оплачивать эти потери неактивных граждан. Активные собственники, по сути, не в курсе, насколько эффективно работают управленцы.

При применении порядка, предусмотренного постановлением правительства РФ, в случае если объем потребленной воды сильно отличается от показаний счетчика, у потребителей возникает вопрос, куда утекла дополнительная вода. Мы же за нее платим! Эти вопросы надо выяснять, становиться эффективными собственниками.

- Влияют ли взаимоотношения управляющих и ресурсоснабжающих компаний на плату граждан?

- Они ни в коем случае не должны влиять. Основополагающим актом в сфере регулирования отношения управляющей организацией и населением является Жилищный кодекс. Постановлением правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. В этом документе прописан механизм расчетов управляющей компании и граждан. В указанных Правилах есть две нормы - пункт 8 и пункт 15, которые говорят о том, что взаимоотношения управляющей организации и ресурсоснабжающих компаний должны полностью соответствовать тем условиям, на которых управляющая организация оказывает коммунальные услуги гражданам. Управляющая организация выступает своеобразным транслятором, у которого не может быть никаких ни убытков, ни прибыли от этих взаимоотношений. Если тарифы установлены для населения и управляющая компания их применяет, то и ресурсоснабжающая организация должна эти тарифы полностью применять при расчетах с управляющими компаниями. Правила оказания коммунальных услуг также не предусматривают возможности возникновения у управляющей организации обязанности по оплате большего или меньшего объема коммунального ресурса по сравнению с тем объемом, за который выставляются счета собственникам помещений.

- Кто чаще виноват в незаконном расчете с гражданами?

- В тех делах, которые мы сейчас рассматриваем по нарушению порядка ценообразования на горячее водоснабжение, безусловно, основным нарушителем выступает ресурсоснабжающая компания. Управляющая организация либо транслирует это нарушение и сама нарушает, либо берет на себя убытки и выступает потерпевшей стороной.

- А что делает УФАС, чтобы помочь гражданам и управляющим компаниям?

- На настоящий момент уже принято два решения по фактам нарушения порядка ценообразования со стороны ОАО "МОЭК". По обращению ЖСК "Дзержинец-4" решение было принято еще в прошлом году. На днях его поддержал суд второй инстанции. По обращению ЖСК "Экспериментальный" ОАО "МОЭК" был признан нарушившим антимонопольное законодательство около двух недель назад. Ряд дел находятся в стадии возбуждения, ряд - рассматриваются.

Во всех случаях ОАО "МОЭК" получает предписание об устранении нарушений. С учетом вступившего в законную силу решения по первому делу мы надеемся, что ресурсоснабжающая организация приведет свои расчеты в соответствие с действующим законодательством.

ЖКХ Москва Столица ФАС