4 июня российские партии смело могут отметить символическую дату - останется ровно полгода до дня выборов депутатов Государственной Думы. С этого дня можно начинать проводить предварительный смотр сил, ревизию программных идей и политтехнологий. Более внимательно следует присматриваться к данным социологов. Серьезные выводы делать пока еще рано, но некоторые тенденции уже можно определить.
Очевидно, что повестку дня сегодня диктует Общероссийский народный фронт. Путину удалось сыграть на опережение, и политическая инициатива прочно ассоциируется с новым субъектом, обладающим претенциозным и ярким названием. Другим партиям остается всего три варианта: либо копировать идею и предлагать свои "эрзац-фронты" (для этого почти ни у кого нет ресурсов); либо работать в повестке ОНФ, отталкиваясь от его инициатив; либо отчаянно набрасываться на главного тяжеловесного игрока с критикой, которая пока мало "цепляет" избирателя.
Другой точкой притяжения постепенно становится новый партийный проект Михаила Прохорова, идущий на смену "Правому делу". Он создает ощущение неопределенности и заставляет нервничать даже проверенных старожилов российской политики.
В сложном положении оказались все три парламентские оппозиционные партии. Судя по их последним действиям и заявлениям, оптимальный выход для себя они видят в ужесточении риторики. Однако на руку власти играет традиционная сезонная информационная пауза - наступающее лето все больше отвлекает граждан от политических инициатив.
Конечно, кому-то покажется, что впереди еще целых шесть месяцев, но как показывает практика предыдущих лет, времени для проведения полноценной кампании остается чрезвычайно мало. В этой ситуации без неожиданных ходов и содержательных инициатив даже парламентские партии рискуют оказаться за порогом семипроцентного барьера.
Законы
В Государственной Думе на этой неделе ожидается рассмотрение в первом чтении сразу двух важных поправок в избирательное законодательство: в части установления единой формы подписных листов и создания дополнительных гарантий прозрачности при голосовании вне избирательного участка. Необходимость данных уточнений назрела давно, но если приведение подписных листов к единообразию на выборах всех уровней носит важный, но все-таки технический характер, то вторая поправка позволит значительно повысить уровень общественного контроля при проведении голосования. Депутатам предложат исключить возможности для нарушений ограничением количества переносных урн и количества бюллетеней, получаемых для голосования на выезде. Вряд ли прохождение через Госдуму этих законопроектов вызовет какие-либо трения - среди их авторов представители всех парламентских партий, и почти никто из них не сомневается, что эти поправки сделают избирательные процедуры более простыми и прозрачными.