01.06.2011 00:58
Экономика

Россия и Монголия не смогли договориться о перераспределении долей в главной монгольской железной дороге

Президенты России и Монголии встретились в Кремле
Текст:  Константин Завражин Пьер Сидибе
Российская газета - Столичный выпуск: №116 (5492)
Читать на сайте RG.RU

Президенты России и Монголии пока не смогли договориться о дальнейшей судьбе главной монгольской железнодорожной магистрали.

То, что вчера обсуждали лидеры двух стран, берет начало в далеком 1949 году. Тогда правительство СССР и МНР учредили совместное акционерное общество "Улан-Баторская железная дорога" в соотношении долей 50:50. В последнее десятилетие монгольская сторона безуспешно пытается "обновить" соглашение, увеличив свою долю до 51 процента, ссылаясь на внутреннее законодательство. Кроме того, Улан-Батор планирует взимать подоходный налог с дивидендов компании. "Соглашение носит межгосударственный характер, поэтому международное право имеет приоритет над национальным", - заметил "РГ" глава РЖД Владимир Якунин.

Сами же президенты заявили, что продолжат переговоры по долевому вопросу. По словам Дмитрия Медведева, "нам придется, в конечном счете, пересмотреть это соглашение для того, чтобы оно стало более современным и в лучшей степени учитывало национальные интересы как Монголии, так и России". Монгольский лидер Цахиагийн Элбэгдорж вновь повторил свою позицию: договор должен соответствовать реалиям сегодняшнего дня. Однако переговоры не зашли в тупик, заметил "РГ" Владимир Якунин, "просто стороны определяют, какие дополнительные условия должны быть выполнены для того, чтобы эти изменения произошли". Между тем лидеры двух стран договорились об увеличении уставного капитала АО на 250 миллионов долларов. Вдобавок российская сторона в лице ВТБ готова выделить кредит на 125 миллионов долларов, рассказал Якунин. Помимо железных дорог, камней преткновения в переговорах больше не нашлось. "На протяжении многих десятилетий наши страны связаны крепкими дружественными отношениями", - сказал Дмитрий Медведев, напомнив, что в этом году отмечается 90-летие установления дипотношений. По данным российского лидера, товарооборот между двумя странами в 2010 году увеличился на 40 процентов по сравнению с 2009 -м и составил один миллиард долларов. Впрочем, после распада СССР Москва перестала быть главным внешнеторговым партнером Улан-Батора: сейчас она занимает 20 процентов торгового баланса, тогда как половина - у Пекина. Правда, Дмитрий Медведев предупредил, что интенсификация двустороннего сотрудничества должна случиться не за счет переоценки стоимости энергоносителей, а посредством экспорта в Монголию оборудования, техники и прочей промышленной продукции.

 
Видео: Константин Завражин

Кроме того, стороны вчера заключили меморандум о научном сотрудничестве между академиями медицинских наук двух стран, о взаимной охране интеллектуальной собственности и создании трансграничного заповедника "Убсунурская котловина". Как пояснил "РГ" министр природных ресурсов и экологии Юрий Трутнев, в России уже существует охраняемая территория, сейчас необходимо расширить так называемый биосферный резерват на монгольскую территорию, поскольку "животные бегают вне зависимости от границ".

Кстати

После общения с президентом, Цахиагийн Элбэгдорж встретился с премьер-министром Владимиром Путиным. Глава российского правительства не сомневается в хорошей атмосфере двустороннего сотрудничества. Об этом говорит и то, что товарооборот между Россией и Монголией за первый квартал текущего года вырос на 50 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. "Такие темпы нам нужно сохранять, - отметил Путин. - Уверен, что ваш визит придаст дополнительные позитивные импульсы развитию наших отношений по целому ряду направлений". В свою очередь монгольский президент попросил Путина обеспечить бесперебойность энергопоставок из России в Монголию и сообщил, что в Россию на днях прибудет министр энергетики Монголии для встречи с вице-премьером Игорем Сечиным.

Железные дороги Внешняя политика Президент