01.06.2011 00:01
Культура

Центру им. Вс. Мейерхольда исполнилось 20 лет

Центру им. Вс. Мейерхольда исполнилось 20 лет
Текст:  Ирина Корнеева Олеся Курпяева
Российская газета - Федеральный выпуск: №116 (5492)
Читать на сайте RG.RU

Режиссеры Андрей Могучий и Юрий Любимов стали обладателями мейерхольдовских призов. Но главным героем вечера в ЦИМе можно было по праву назвать Валерия Фокина.

Две Марины Нееловой, три Константина Райкина, один Юрий Лужков, один министр культуры Александр Авдеев и председатель Комитета Государственной Думы по культуре Григорий Ивлиев (один) пришли поздравить Валерия Фокина с юбилеем созданного и возглавляемого им Центра им. Вс. Мейерхольда - экспериментальной театральной площадки с совершенно новой формой и новаторским содержанием, в реальность возникновения которой двадцать лет назад верилось с трудом. Классический репертуарный театр тогда еле сводил концы с концами, а тут такой гранд-проект.

Но театральная история не оправдала политических и экономических прогнозов. И потому всем ее участникам и основателям центра, и людям, которые с самого начала поддерживали ЦИМ, поставили "памятники" - фотофигуры на сцене и в фойе ЦИМа, причем сразу в нескольких экземплярах. Подтвердив, что с возрастом в этом доме юмора не теряют, друзей любят и добро не забывают.

Валерий Фокин подводил итоги: "Исполняется двадцать лет центру и десять лет зданию, в котором мы находимся. С поправкой на время мы хотели тогда родить некую альтернативу государственному театру, продемонстрировать, что на территории театра работают разные модели. Что возможны и пробы, и эксперимент, и вообще театр без труппы. Сегодня появилось множество других прекрасных центров и организаций, все строят, это стало естественным, но нам приятно, что тогда, двадцать лет назад, мы раскачали эту ситуацию. То есть своим дебютом очень важный шаг произвели. Мы это сделали! И один из самых главных итогов - то, что мы не стали прокатной площадкой. Хотя такая опасность всегда нас подстерегала. Мы часто беседовали, как создать такую форму, чтобы экономика работала на сохранение творческой независимости. Это почти нереально. То, что мы не стали репертуарным театром, - понятно, этого и не могло быть. Но то, что мы не стали прокатной площадкой, как бы нас жизнь ни толкала, что надо зарабатывать, вы не проживете, давайте, сдавайте сцену, - а мы удержались, не перешли грань, это большое дело... И сегодня наша главная идея - это образование, магистратура, выпускники которой работают во многих странах СНГ и Балтии главными режиссерами".

Прямая речь

Людмила Швецова, заместитель мэра Москвы

- Давайте вспомним, до чего вообще всем нам было, когда задумывалось строительство этого центра. Надо было почистить Москву, накормить людей. Но я не забуду тот зимний день, когда Валентина Матвиенко замерзшими ножницами разрезала красную ленточку при открытии. Сколько у Валерия Фокина было идей и проектов! Расскажу о самом, на мой взгляд, потрясающем, когда он сказал мне: "Людмила Ивановна, конечно, нужно будет покупать занавесы театрам стран бывшего Советского Союза, можно посылать им дрова, чтобы там не было холодно. Но лучше всего параллельно занавесам и дровам давайте мы поучим тех людей, которые сделают завтра коллективы этих театров самыми престижными и посещаемыми". И организовал магистратуру для режиссеров русских театров СНГ. Таких проектов было много. Валерий Фокин сумел сделать из Центра Мейерхольда творческую лабораторию. Хорошо бы подобных центров стало больше появляться во всех сферах нашего развития. Пусть имени Мейерхольда - чем это название хуже, чем Сколково?"

Театр