02.06.2011 00:00
Культура

Вокальная группа "Кватро" выпустила диск советских песен

Оперные певцы поют с Иосифом Кобзоном советские шлягеры
Текст:  Андрей Васянин Сергей Куксин
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №118 (5494)
Читать на сайте RG.RU

Вокальная группа "Кватро" выпустила диск советских песен.

"Смуглянка", Volare, "Миллион алых роз", Nessun Dorma... Эти и десятки других песен звучат в их исполнении, словно сыгранные на идеально настроенном музыкальном инструменте. Леонид Овруцкий, Антон Сергеев, Денис Вертунов, Антон Боглевский, четверо молодых людей с классическим музыкальным образованием - желанные гости на концертах самого высокого уровня. Сегодня они гости "Российской газеты".

"Кватро рагацци"

Российская газета: Насколько я знаю, "Кватро" поет только вживую. Что же, связки совсем не бережете?

Антон Сергеев: А зачем беречь связки? Это же мышцы и их нужно тренировать. Если их беречь, петь под фонограмму - теряется навык. Высокий громкий звук не ухудшает связки, он их тренирует. Мы всегда рады петь в полную силу, нас этому учили, мы получаем большое удовольствие от своих песен, даже через 8 лет после начала совместного живого пения на концертах.

 
Видео: Сергей Куксин

РГ: А с чего оно началось?

Сергеев: Этот очень смешная история. Мы тогда еще учились в Академии хорового искусства и поехали с хором академии во Францию, на фестиваль в Кольмаре. Там и пришла нам в голову глупая мысль - пойти после концерта попробовать свои силы, спеть на улице, так, как поют уличные музыканты. Антон для смеха даже взял свою кружку железную, чтоб туда деньги кидали. Центральная площадь, мы поем. И вдруг слышим сзади редкие аплодисменты. Оборачиваемся - художественный руководитель нашего хора, организаторы фестиваля, Владимир Спиваков сидят в ресторанчике за нашей спиной. У них на глазах хористы, их студенты, побираются у ресторана! Худрук сказал, что выгоняет нас из академии, и мы несколько дней провели в холле гостиницы, бросались к нему, едва завидя, умоляли сжалиться. Он нас простил, но это был урок - не совершать необдуманных поступков.

РГ: Название группы тоже ведь родилось за границей!

Сергеев: Мы были тогда на стажировке в Италии - молодые, веселые, ходили всегда вместе и постоянно слышали слово "кватро". Итальянцы называли нас "кватро рагацци", четыре парня, в баре мы заказывали кофе, и официантка переспрашивала "кватро капучино?", и все это казалось такой музыкой! И мы решили - кватро, так кватро.

РГ: Вокальный ансамбль - дело на эстраде не новое. Чем вы собирались удивлять, вокруг какой идеи объединились?

Овруцкий: Первая цель была скромная, без амбиций: мы хорошо умели петь "а капелла" и понимали, что если исполнять что-то такое легкое, "приджазованное" и делать это как следует, то можно и заработать немного. Мы дали сольный концерт "а капелла" в Ханты-Мансийске, пели джазовые стандарты, популярные советские песни - и были поражены приемом, зал аплодировал стоя, как на выступлениях свешниковского хора! И мы решили взяться за дело всерьез.

Военные песни навсегда

РГ: А как вы думаете, почему вас так принимали и принимают до сих пор?

Сергеев: Может, все дело в том, что мы, перепевая те же старые песни, не пытаемся поразить слушателя вокальными данными - хотя кое-что умеем, а пробуем донести по-своему, искренне те чувства, что были заложены в песне.

Антон Боглевский: Мы просто сами любим эти песни, они написаны о чем-то настоящем, хорошо забытом, о чем стоит напомнить людям.

Овруцкий: Недавно мы дали в Театре Российской Армии большой сольный концерт военных песен "Внуки - ветеранам", там было около тысячи участников войны. В программу старались отбирать именно песни, написанные от настоящих чувств. В военную эпоху было создано много таких произведений: тогда писали потому, что не писать было невозможно, и это слышно! Военные песни будут жить вечно, как особый жанр, они неповторимо искренни, в них бьется живая душа. И мы всегда ищем песни по такому критерию.

Сергеев: А вот "Ходят кони над рекою"! С этой "а капельной" песни мы начинали, взяли ее за ту самую неподдельную искренность и сегодня все время к ней возвращаемся. Зал всегда замирает, когда она звучит, зрители чувствуют этот тон, а перед аплодисментами - всегда несколько секунд полной тишины.

Денис Вертунов: Военные и советские песни, романсы - это органичный для нас репертуар. Нас учили чему-то близкому к этому. Но главное, когда ты перепеваешь чье-то творение - это как минимум его не испортить. Мы берем в работу песню, лишь когда чувствуем, что можем что-то в ней сделать лучше. В кавер-жанре добиться успеха сложнее, чем в авторском творчестве, ведь свою песню ты и поешь всегда первым, а тут вещь была уже слышана миллионами. Вот мы замахнулись на "Лирическую" Высоцкого...

РГ: Замахнулись?

Овруцкий: Так ведь это не песня, это крик души, ее просто так не напоешь! Вы для начала запишите нотами мелодии песен Высоцкого - их нет, а есть бешеный полет эмоций, завораживающая энергетика, попробуй это перепеть! Я не слышал ни одного исполнения его песен, без подражаний, без всех этих хрипов! Мы спели эту песню по-своему, и это была одна из самых сложных задач, что нам пришлось решать.

РГ: Можно ли сказать, что работа на эстраде научила вас тому, чему не научили в академии?

Сергеев: Я в академии занимался у замечательного педагога Павла Кудрявченко, он пел в Большом, в Ковент-Гарден. Павел Александрович давал мне все, что знал, помогал как тенору "открыть верха", но я страшно боялся выходить на сцену, зажимался, буквально заболевал за день до выступления! А эстрада помогла мне раскрепоститься, забыть про условности, почувствовать себя естественно, свободно. Тут можно не играть, не изображать никого, а показать, как ты лично относишься к тому, о чем поешь. Мне это интереснее и дороже любой игры.

Танцы в Доме музыки

РГ: Вы поете эстраду, легкий джаз, советские песни, а ведь вас учили быть классическими музыкантами!

Овруцкий: Понимаю, что навлеку на себя праведный гнев, но расскажу вам такую историю. В свое время мне довелось петь в "Геликон-Опере". Это была "Лулу", уникальная по сложности опера Альбана Берга, которая в России никогда не исполнялась. Певцы один за другим отказывались от участия в постановке, там были партии по триста страниц, а нам, студентам, это было по силам. Я за месяц выучил свою партию, спел - и потом я в конверте получил зв работу такой гонорар, что неудобно сказать. Надо просто понять, каких усилий эта работа потребовала!

Сергеев: Но мы не отказываемся от классической музыки! Вы не были в феврале в Доме музыки на нашем совместном концерте с "Виртуозами Москвы"?

Овруцкий: В первом отделении была классика: мы взяли самые-самые известные шедевры - арию Хозе из "Кармен", "Нессун дорма" Пуччини, "Адажио" Альбинони и просто попытались адаптировать эти вещи к сегодняшнему дню, осовременить, освежить их, кое-что гармонически переделать.

РГ: И как реагировала публика?

Вертунов: Публика, среди которой было много молодежи, уверен, многое услышавшая впервые, принимала все очень хорошо.

Овруцкий: Во втором отделении мы пели популярные испанские, итальянские песни, и народ вдруг вскочил и в проходах начал танцевать. Девушки в Доме музыки танцевали под Bamboleo!

Своим путем

РГ: Вы оставили "непопулярную" серьезную музыку, чтобы пойти опять-таки в не самый "раскрученный" у нас жанр - оперно-эстрадный.

Овруцкий: Не самый "раскрученный" - это мягко говоря! На один из концертов в честь Дня Победы нам предложили позвать артистов, близких к нам по жанру, и мы поняли, что звать практически некого! Молодые эстрадные артисты поют легкие песни для молодежи, не всегда вкладывая в них смысл, певцы советских времен - да сколько же можно их эксплуатировать?! Нас поэтому и зовут постоянно на Дни города, губернаторские балы, юбилейные концерты...

Сергеев: Мы тоже могли попасть в обойму "раскрученных". Когда-то, много лет назад, нам давали контракт на ТВ, "Кватро" могла бы стать популярной поп-группой. Но мы послушали предложенный репертуар и решили все-таки пойти своим путем. Потому что поняли, что взлет на этих песнях будет недолгим, а подняться потом будет уже очень трудно. Да и, честно говоря, не хотелось краснеть за то, что мы делаем. Отучиться 16 лет, участвовать в одних концертах с Баршаем, со Спиваковым и спеть какую-то ерунду за легкие деньги?

РГ: А вот Хворостовский пошел в проект к Игорю Крутому.

Боглевский: Это личность такого масштаба, что может себе позволить все! Он может даже просто выйти на сцену и сесть читать газету.

Сергеев: Мы однажды пришли на его концерт и оставили в "гримерке" наш диск. Недели через две Дмитрий перезвонил, назначил встречу и с тех пор мы общаемся - советуемся с ним, показываем нашу работу, записываем треки, выступаем. В ближайшем будущем, возможно, будем делать совместную программу.

Кстати

Самые известные песни, исполняемые группой "Кватро"

1. Скажите девушки

2. Смуглянка

3. Ты на свете есть

4. Volare

5. Очарована, околдована

6. Есть только миг

7. Nessun Dorma

8. Lady In Red

9. Ходят кони

10. Bamboleo

Досье "РГ"

Группа "Кватро" создана в 2003 году выпускниками академии хорового искусства А.В. Свешникова. В составе коллектива - баритон Леонид Овруцкий, тенор Антон Сергеев, тенор Антон Боглевский и бас Денис Вертунов. Жанр, в котором работают молодые певцы, можно назвать "эстрадно-оперным", в их репертуаре произведения самой разной стилевой направленности - от классики в современной обработке и романсов до золотых шлягеров советской и зарубежной эстрады. "Кватро" - победитель конкурса "Пять звезд. Интервидение" (2008), в отборочном туре "Евровидение-2009" вошла в тройку лидеров национального отбора по результатам голосования телезрителей. Выступала вместе с Пласидо Доминго, Дмитрием Хворостовским, Алессандро Сафина, Иосифом Кобзоном.

Музыка