02.06.2011 00:12
Общество

Марина Королева: Почему победа стала пирровой

Текст:  Марина Королева (обозреватель "Эхо Москвы")
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №118 (5494)
Читать на сайте RG.RU

Когда победа достается нам ценой нечеловеческих усилий и с огромными потерями, мы называем ее пирровой.

Это пиррова победа - так мы обозначаем победу, равносильную поражению. Слово пиррова пишем при этом, конечно же, со строчной буквы, хотя и предполагаем, что оно не от слова пир. Нет, совсем не от него. Разгульная вечеринка, стол с яствами - это совсем другой случай.

Пирр - это человек, и не простолюдин какой-нибудь, а самый настоящий царь, дальний родственник великого Александра Македонского. Когда царь Александр умер, его огромная, завоеванная годами походов и тысячами и тысячами человеческих жертв империя сразу же распалась (ах, если бы об этом почаще вспоминали правители!). Македонские военачальники, герои битв, стали отрывать себе одну часть захваченной территории за другой, и Пирр был далеко не худшим из этих людей. Он правил провинцией Эпир на северо-западе Греции.

И вот однажды помощи у него попросил Тарент, самый большой греческий город на территории современной Италии. Эпир находился от него совсем недалеко, города разделял лишь узкий пролив. К тому же Пирр проявил себя в александровых походах отличным полководцем и, как всякий воин, очень любил хорошую драку. Отчего же не помочь соседу?

И вот Пирр в Южной Италии. У него 25 тысяч войска и несколько боевых слонов. Он был уверен, что вскоре разобьет римлян, наседавших на несчастный Тарент. В конце концов, греки всегда побеждали варваров!

Где-то через год он их все-таки разбил, но сопротивлялись они упорно, пишет Айзек Азимов в книге "Слова в истории". Римляне не умели сражаться против слонов и были бессильны перед ними, как писали историки, "словно перед прибывающей водой или разрушительным землетрясением". Еще через год Пирр снова сразился с ними и снова победил, но уже ценой очень серьезных потерь, потеряв столько же воинов, сколько и проигравшие битву, историками называется даже точная цифра - 15 тысяч, это очень много для того времени.

По всему полю битвы, по воспоминаниям очевидцев, грудами лежали тела погибших, которые когда-то составляли цвет армии Пирра...

Один из воинов поздравил Пирра с победой, а тот горько ответил: "Еще одна такая победа - и я погиб". Действительно, больше ни одной победы он не одержал, римляне через несколько лет выдворили его из Эпира и дальнейшая судьба полководца сложилась трагически - он нелепо погиб в одном из сражений.

Вот такой она была - первая пиррова победа.

Образование