Депутаты Госдумы решили продолжить наступление на коррупцию широким фронтом. Все фракции поддержали вчера в первом чтении президентские поправки в 18 федеральных законов, чтобы усилить меры по противодействию коррупции.
Уже учтены прошлые ошибки. Ни госчиновники, ни судьи, ни даже прокуроры и сами народные избранники не смогут больше рисовать в декларациях цифры "с потолка" - проверят. Банки и налоговики должны будут поделиться своими тайнами с главами федеральных госорганов и руководителями регионов, которые захотят убедиться, что люди, идущие во власть или желающие поработать на высоких постах в госкорпорациях, не имеют незаконных доходов и нажитого неправедным путем богатства. А сотрудникам правоохранительных органов разрешается проводить оперативно-разыскные мероприятия, чтобы установить достоверность предоставляемых соискателями сведений.
Проверять на честность предлагается и депутатов, и сенаторов, обязанных заполнять декларации о доходах и имуществе на себя и своих ближайших родственников. Такой контроль поручается специальным парламентским комиссиям, которые будут создаваться в законодательных органах власти. Но проверочная процедура может быть запущена лишь при наличии "достаточной информации" о реальных доходах парламентариев. "Анонимки" не в счет.
"Безусловно, сам термин "достаточная информация" носит оценочный характер", - пояснил полпред президента в Госдуме Гарри Минх, сообщив депутатам, что парламентская комиссия, статус которой устанавливается постановлением Госдумы или Совета Федерации, сама решит, являются ли сведения, поступившие из соответствующих структур, достаточными. Но если повод для проверки оказался ложным, и депутат на самом деле является "абсолютно приличным человеком", то благодаря открытости процедуры это скоро выяснится. "И пойдет в плюс и конкретному депутату, и депутатскому корпусу в целом", - убежден Минх.
"А предусматривает ли законопроект ответственность самих проверяющих за предоставление сведений, не соответствующих действительности? Я думаю, половина этого зала получает уведомления об уплате налогов за машины, которые уже несколько лет не существуют", - заметил либерал-демократ Максим Рохмистров. Ответственность дисциплинарная и уголовная - если есть умысел - уже существует, и данные контролеров проверяются, заверил депутатов президентский полпред. Ведь никому из них, когда они еще были кандидатами и предоставляли в ЦИК сведения о доходах, "никто не вменял в вину платежки, которые до сих пор приходят по линии налоговых органов за проданные пять лет назад машины".
"Если хотите бороться с коррупцией, первое: конфискация имущества должна быть. Второе: должно быть ужесточено наказание", - заявил депутат фракции КПРФ Николай Коломейцев. У либерал-демократов тоже было свое "первое" и "второе": сначала налоговая амнистия - "зафиксируем, сколько у человека есть объектов недвижимости, выведем все из офшоров, посчитаем деньги". Это будет точкой отсчета. "А далее - контроль за расходами, чтобы не возникала ситуация, когда у человека доходы, заработанные за всю жизнь, составляют всего один процент от того что он имеет", - раскрыл антикоррупционный план ЛДПР Максим Рохмистров.
"А может, стоит изучить западный опыт и применить те механизмы, которые исправно работают в большинстве стран, которые мы относим к цивилизованным? - предположил зампред фракции "Справедливая Россия" Геннадий Гудков. - Там нет никаких специальных органов, которые проверяют данные деклараций. Этим занимаются обычные граждане". "Поэтому и нам надо привлекать к этому граждан, - полагает Гудков. - 140 миллионов бесплатных контролеров - Мышь не проскочит".
Но это мы, кажется, уже проходили?