02.06.2011 00:47
Экономика

Цены на услуги такси в Хабаровском крае могут возрасти на 30 процентов

Изменения в законе о такси могут привести к повышению цен на поездки
Текст:  Инна Глебова
Российская газета - Экономика Дальнего Востока: №0 (5493)
Читать на сайте RG.RU

Президент РФ подписал поправки в действующие законы перевозки пассажиров легковым такси.

Новые правила, по которым теперь будут оказывать услуги автомобили с шашечками, вступят в действие с 1 сентября. Между тем в Хабаровском крае также готовились принять законодательный акт, регулирующий деятельность организаций-перевозчиков, но теперь его, скорее всего, придется приводить в соответствие с общероссийским. К сожалению - считают местные таксисты. Почему положения федерального документа заставили их волноваться, выяснял корреспондент "РГ".

Ситуация, сложившаяся в крае на рынке такси, уже давно не устраивала всех. И потребителей, и официальные таксомоторные компании, и органы власти. Хотя только в Хабаровске зарегистрированы 718 перевозчиков, легче всего воспользоваться услугами обычного частника. За 200 рублей (кстати, фирменное такси по вызову обойдется как минимум на четверть дешевле) он подвезет клиента в пределах центра города. Сервис и состояние машины, как правило, оставляют желать лучшего, да и от обмана пассажир не застрахован. Зачастую нелегальные таксисты за "право" ждать клиента на остановке платят дань криминальным элементам. При этом заполненные стоянки мешают движению общественного транспорта и уборочных машин. Все это мало способствует развитию цивилизованного рынка. Именно потому Дальневосточная ассоциация такси совместно с мэрией Хабаровска в начале 2011 года подготовили проект закона о регулировании этого вида деятельности.

- Считаю, мы предусмотрели в документе все, - убежден Андрей Никонов, председатель ассоциации, - но краевая дума предложила свой вариант, нас и он тоже вполне устроил. По этому проекту закона водитель должен быть обязательно зарегистрирован. Предусматривалось, что он работает по выбору - либо используя бланки строгой отчетности, либо кассовый аппарат. Прописывался порядок техосмотра, медицинского освидетельствования, оформления путевого листа, наличие шашечек - мы со всем были согласны. Но тут вышел федеральный закон, и многие его положения нас обескуражили.

Удивило хабаровских таксистов, например, такое требование: автомобиль должен находиться в собственности водителя или быть куплен в лизинг. Аренда и генеральная доверенность не разрешаются. Между тем многие компании такси используют арендованный транспорт (по договору с юридическими лицами), а также привлекают водителей со своими автомобилями. Другие берут автомобили в сублизинг. Далее - по новому закону машины предписывается оборудовать таксометром.

- Сегодня человек, звонящий в компанию, сразу узнает, сколько денег он должен отдать. Диспетчер высчитает кратчайший путь. Такая практика исключает обман пассажира. Водителям нет смысла "возить кругами" и "химичить" со счетчиком, - размышляет Никонов, - а с принятием закона ситуация кардинально изменится.

От нововведений очень сильно пострадают диспетчерские службы (с ними связано большинство официальных таксомоторных перевозок в крае) и усложнится привлечение водителей с собственными автомобилями.

На рассмотрение местной власти отдан вопрос приведения всех автомобилей такси в городе к единому виду. Проще говоря - все они должны быть одного цвета, иметь полосу по борту и оранжевый шашечный "колпак" на крыше. Если против полосы и "колпака" не высказывается никто, то охотников перекрашивать железного коня мало.

- Самое непонятное в новом законе, - продолжает Никонов, - обещание с 2015 года ввести квоты на лицензии. Мое мнение - это путь к взяточничеству. У нас в ассоциации 20 компаний, я же не говорю, что кого-то надо убрать. Должно быть столько, сколько нужно. Рынок сам сделает отбор. Нельзя сказать: на базаре два человека должны торговать семечками, три - курами и десять - яйцами. Должна быть не квота, а саморегулируемая организация.

Еще одно новое правило - таксист с лицензией, полученной в одном субъекте Федерации, не может повезти пассажира в другой, если не заключены специальные соглашения между этими субъектами. То есть из Хабаровска в Биробиджан на такси теперь не уедешь. И во Владивосток тоже.

Подразумевается, что новый закон создаст невыносимые условия для работы тем самым частникам, ожидающим клиента на остановке. Беглый опрос так называемых "бордюрщиков" на ближайшей остановке показывает, что результаты будут несколько другими.

- Не стану я выполнять такие драконовские нормы, - говорит один из них, не пожелавший представиться по понятным причинам. - Сниму желтый фонарь с крыши, напишу на листе бумаги "свободен" - на стекло приклею. Кто меня проверять будет? Всех не переловишь. Официальные такси народу станут не по карману - они же цену поднимут, чтобы оправдать затраты на покупку таксометров и перекрашивание машин...

Действительно, таксисты подсчитали, что цены на их услуги могут в скором времени возрасти на 30 процентов.

Комментарий

Павел Мысин, заместитель министра промышленности и транспорта Хабаровского края:

- Мы разработали план мероприятий по приведению нашей нормативной базы в соответствие с федеральным законом. В июле создадим проект постановления правительства края о разрешениях на осуществление таксомоторной деятельности на территории края (порядок выдачи, срок действия), заключим соглашения с соседними субъектами Федерации на перевозку пассажиров из одного в другой.

Мне будет крайне стыдно, если после введения федерального закона и краевых нормативных актов по улицам городов будут ездить "разномастные" такси без счетчиков.

Экономика Хабаровский край Дальний Восток