Миеломная болезнь - наиболее частая форма рака крови. Например, в США каждый год диагностируется более 20 500 случаев этого тяжелейшего недуга. В этой стране ежегодно он уносит примерно 11 000 жизней.
Вот такая удручающая статистика. И она характерна не только для США. В России в 2009 году заболеваемость миеломой составляла 1,25 на 100 тысяч населения (2723 новых случаев). Известный с древнейших времен миеломный диагноз долгие годы ассоциировался с приговором.
Знали, что при этом виде рака плазматические клетки, которые являются важным компонентом иммунной системы, патологически изменяются, начинают бесконтрольно размножаться и накапливаться в костном мозге. И тогда, вместо того чтобы вырабатывать нормальные антитела, происходит выработка избыточного количества бесполезных антител. Это по-разному отражается на состоянии организма. Разрушение костей, анемия, почечная недостаточность. Человек мучается от изнурительных болей в костях, которые обретают склонность к переломам. Такие переломы особенно опасны, когда затрагивают позвоночник. Тогда и паралич вероятен. Все это, вместе взятое, делает человека весьма восприимчивым к инфекциям.
Точная причина возникновения миеломы не ведома по сей день. К факторам риска относится частое воздействие на организм химикатов - пестицидов, бензола, аэрозольных красок. Установлено: у людей, страдающих ВИЧ-инфекцией, вероятность развития миеломы в 4,5 раза выше, чем у других людей.
У афроамериканцев миелома встречается в два раза чаще, чем у европейцев. Хотя большинство заболевших ни с какими факторами риска не сталкивались, кроме прожитых лет. Средний возраст пациентов на момент постановки диагноза - примерно 70 лет. Редко заболевают те, кому нет сорока. И еще одна особенность: у миеломы в большинстве случаев мужское лицо.
На встрече с участниками Парижского форума, крупнейшими специалистами в области изучения, диагностики и лечения миеломной болезни, спросила: может ли трагедия с японским атомным реактором "Фукусима-1" сказаться на росте этого недуга? Ответа не последовало. Может, еще не время для него?
Тема международной встречи ученых и практических врачей в Париже - путь от неизлечимого рака крови к долгой, полноценной жизни. Нет стандартного метода лечения миеломной болезни. Он всегда индивидуален. Применяются специальные препараты, проводится пересадка стволовых клеток. То есть появились возможности не только облегчить состояние пациента, продлить годы его жизни, повысить ее качество.
Трансплантация стволовых клеток применяется после того, как пациент пройдет курс высокодозной химиотерапии. Такая терапия разрушает раковые клетки. Но одновременно убивает нормальные клетки-предшественницы новых клеток крови. С помощью пересадки эти гемопоэтические клетки можно заменить на новые. Как правило, такую процедуру проводят пациентам до 65 лет, находящимся в хорошем физическом состоянии.
До начала встречи с участниками форума в фойе на телеэкранах повторяли один и тот же сюжет: больные миеломой рассказывали о себе, о своей нормальной жизни, которая стала возможной, благодаря новым препаратам. Экраны демонстрировали участие миеломных больных в соревнованиях по бегу. Человек, у которого девять лет назад обнаружили миелому, рассказывал , что миелома перестала быть для него приговором.
Председатель совета директоров Международного фонда по борьбе с миеломой профессор из Лос-Анджелеса Брайн Дюри, профессор Бостонского Института рака Кеннет Андерсон, профессор Туринского университета Антонио Паломбо говорили о том, что так называемая терапия следующего поколения изменяет парадигму лечения миеломы, продлевает жизнь пациентов, изменяет качество этой жизни. Результаты исследований показали, что поддерживающая терапия иммуномодулятором способна почти вдвое увеличить период ремиссии и на 50 процентов снизить риск прогрессии заболевания. На встречу в Париже пришли не только ученые, но и пациенты. Один из них, который и внешне отменно смотрится, и настроение у которого отнюдь не инвалидное, рассказал о том, что перенес высокодозную химиотерапию, пересадку стволовых клеток. Как и положено, он принимает поддерживающие препараты - иммуномодуляторы. А говорил он о главном: о радости полноценной жизни.
На этой оптимистической ноте очень хотелось бы закончить заметку. Однако... На мой вопрос о доступности современной терапии миеломы ведущие специалисты ответ дали уклончивый: терапия относится к высокозатратным методам, и о ее повсеместной доступности говорить пока рано, в том числе и в России, где пациенты с миеломой все еще ждут доступа к лечению иммуномодуляторами.