03.06.2011 00:43
Экономика

Эльвира Набиуллина: Основная причина топливного кризиса в России - недостаток конкуренции

Эльвира Набиуллина: Административными мерами инфляцию не сдержать
Текст:  Елена Кукол
Российская газета - Федеральный выпуск: №119 (5495) Российская газета - Столичный выпуск: №119 (5495)
Читать на сайте RG.RU

 Почему надо было все-таки отменять эмбарго на экспорт зерна? Чем вызван "бензиновый кризис" и как можно избежать его повторения в будущем?

На эти и другие вопросы "Российской газеты" отвечала на "деловом завтраке" министр экономического развития Эльвира Набиуллина.

Российская газета: Прокомментируйте, как скажется на России "огуречный скандал"? Запрет на ввоз в страну овощной продукции из Европы может подогреть инфляцию?

Эльвира Набиуллина: Когда речь идет о безопасности жизни и здоровья людей, каждая страна имеет право применять временные ограничения. Россия здесь не является исключением. О мерах по предотвращению поставок в Россию проблемной продовольственной продукции мы уже проинформировали наших коллег из Евросоюза. Сейчас идут переговоры по ВТО, которые, в том числе, касаются стандартов. Мы надеемся, что на переговорах с международными торговыми организациями никаких осложнений из-за "огуречного скандала" не возникнет. 

 
Видео: Сергей Минабутдинов

На инфляцию запрет, введенный до особого распоряжения Российской санитарной службой, я надеюсь, не повлияет - поскольку объем поставок в Россию из стран ЕС подпадающей под этот запрет овощной продукции не столь уж велик. Так доля ЕС в общем объеме импорта огурцов в 2010 г. составила 5,2 % (в 1 квартале 2011 г. - 12%), томатов в 2010 г. - 11,5% (в 1 квартале 2011 г. - 7,9%). Кроме того, уже начинается сезон сбора урожая отечественной продукции.

РГ: Но по оценке главы Центробанка Сергея Игнатьева, риском для разгона инфляции может стать отмена эмбарго на экспорт зерна. Ваше министерство выступает за снятие запрета на вывоз. Вы не разделяете опасений ЦБ?

Набиуллина: Мы считаем, что эмбарго надо отменять. Во-первых, оно вводилось в связи с тем, что в прошлом году был очень низкий урожай зерновых. И эта мера должна была стабилизировать ситуацию на внутреннем рынке. Но сейчас цены падают. По прогнозам, которые минэкономразвития делает вместе с экспертами, в этом году будет собрано 85-87 миллионов тонн зерна. В прошлом году урожай составил 61 миллион тонн. Экспортный потенциал этого года мы оцениваем в 18 миллионов тонн. После ввода эмбарго наши производители ушли с ряда рынков. Возвращаться на них достаточно сложно. Но Россия может играть системную роль на мировых рынках, обеспечивая продовольственную безопасность в мире. И такую возможность мы не должны терять.

Во-вторых, и очень высокие, и очень низкие цены на зерно - это плохо для страны. Так как это снижает мотивацию и доходы российских сельхозпроизводителей. Что в конечном итоге плохо и для потребителей. Цены должны быть на равновесном уровне. Так что эмбарго держать нецелесообразно.

Действительно, сегодня есть существенный разрыв между внутренними и мировыми ценами на зерно. Центробанк прав, когда отмечает эту проблему. Мы, естественно, не допустим всплеска цен, так как снижение инфляции для всех является приоритетом. Но я считаю, помимо таких жестких мер, как эмбарго, существуют другие, более эффективные инструменты. Например, предложение главы ЦБ ввести "плавающие" экспортные пошлины на зерно. Этот вариант, безусловно, заслуживает внимания. Но надо просчитать последствия для наших сельхозпроизводителей.

РГ: Вторая горячая проблема - цены на бензин. В чем причины недавнего топливного кризиса?

Набиуллина: Ситуация с бензином оказалась достаточно сложной. Она вызвана многими факторами - и системными, и краткосрочными. Сказались и ввод технических регламентов, и плановый ремонт на ряде предприятий, и рост цен на внешнем рынке. Но основная причина, по оценке минэкономразвития, связана с недостатком конкуренции в секторе нефтепереработки и сбыта нефтепродуктов. Например, раньше была группа независимых нефтепереработчиков, не входивших в вертикальные интегрированные компании (ВИНК). Сейчас она вошла в состав вертикально-интегрированной структуры. Сегодня большинство регионов получают бензин от одного-двух НПЗ, принадлежащих ВИНК. Я считаю, что наряду с ВИНК на рынке должны быть независимые нефтеперерабатывающие заводы. Сегодня, на наш взгляд, текущую ситуацию с бензином можно регулировать оперативными мерами. Но чтобы кризисы не повторялись, нужно развитие конкуренции в широком смысле слова.

Полный отчет о "деловом завтраке" читайте в одном из ближайших номеров "РГ".

АПК Макроэкономика Минэкономразвития