05.06.2011 16:45

В Хабаровском крае пробили новый железнодорожный тоннель

Текст:  Татьяна Дмитракова (Хабаровск)
Читать на сайте RG.RU

В Хабаровском крае пробит новый железнодорожный тоннель на Кузнецовском перевале Сихотэ-Алиня. Это поможет снять ограничения при перевозке грузов к тихоокеанским портам.

Ротор тоннелепроходческого комплекса размером с трехэтажный дом пробурил последние слои скальной породы в тот момент, когда на противоположном конце России - в Краснодарском крае - после реконструкции открывали Большой Новороссийский железнодорожный тоннель. Два события связал видеомост, по которому к дальневосточникам обратились председатель правительства РФ Владимир Путин и президент РЖД Владимир Якунин.

Линия Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань из-за сложнейшего рельефа оказалась барьерным местом Байкало-Амурской магистрали.

- В Хабаровском крае формируется первая в России портовая особая экономическая зона. Порты Ванино и Советская Гавань готовятся переваливать более ста миллионов тонн грузов в год, - сообщил губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт. - Но в настоящее время провозная способность участка между Комсомольском и Совгаванью - до 16,5 миллиона тонн.

Новое сооружение будет введено в эксплуатацию в 2012 году - после бетонирования обратного свода, укладки пути, проводки и подключения коммуникаций. И тогда объем перевозимых здесь грузов удвоится. Максимальная же загрузка БАМа, с учетом амбициозных планов грузовладельцев и инвесторов-застройщиков портовых мощностей, может составить к 2015 году до 59,5 миллионов тонн, к 2020-му - до 92,8.

Реализация проекта стоимостью почти 60 миллиардов рублей началась в 2007 году на условиях государственно-частного партнерства - работы финансируют Федеральное агентство железнодорожного транспорта и РЖД.

Была проложена разведочно-дренажная штольня диаметром 4,3 метра и длиной 3911 метров, предназначенная для обслуживания главного тоннеля. В ноябре 2009 года со стороны Восточного портала началась основная проходка. В сутки тоннелестроители углублялись в горный массив на две-три сотни метров. За 17,5 месяцев было пройдено 3890 метров тоннеля сечением 9,5 метра.

- Особенность работы на Кузнецовском тоннеле - в передовой технологии непрерывного действия: сразу за проходческим щитом укладывали железобетонные сегменты. В результате под землей ни влаги, ни пыли. Операторы тоннелепроходческого комплекса трудились в белых рубашках, - объяснил начальник Дальневосточной железной дороги Михаил Заиченко.

Колоссальный поток грузов и строительство современных терминалов в портах, по словам губернатора Шпорта, обернутся сотнями хорошо оплачиваемых рабочих мест и возрастающими отчислениями налогов в копилку Хабаровского края, Ванинского и Советско-Гаванского районов. Что, в свою очередь, даст возможность направлять средства на решение социальных задач и закреплять население на востоке страны.