Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА) вчера понизила прогноз прибыли мировых авиакомпаний на 54 процента из-за роста стоимости нефти, политической нестабильности на Ближнем Востоке и в Северной Африке, проснувшихся вулканов и землетрясения в Японии.
В России же извержения вулкана в Исландии и катастрофа в Японии не стали отрицательными факторами для развития отрасли. Но еще в конце 2010 года рост издержек за аэропортовые и аэронавигационные сборы съел всю прибыль перевозчиков в четвертом квартале, напомнил глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев.
Ситуация в Северной Африке, а особенно временный запрет на полеты в Египет болезненно отразился на финансовом положении компаний. Зато ремонт взлетно-посадочной полосы во Внуково и ограничение чартерных вылетов из Московского авиационного узла привел к тому, что ряд компаний были вынуждены уйти с наиболее доходного столичного рынка чартерных перевозок, отметил эксперт. Если говорить о росте стоимости топлива, то высокая цена нефти на мировом рынке возвращается в транспорт, однако повышается спрос на авиаперевозки. Но чем больше пассажиров перевозит компания, тем выше ее издержки и меньше она зарабатывает. Эксперт опасается, что всплеск объема перевозок, как это уже было пару лет назад, может обернуться для компаний уходом с рынка. Точных экономических раскладок Пантелеев называть не стал.
Но по оценкам ИАТА, всего в этом году авиаперевозчики заработают 4 миллиарда долларов чистой прибыли при выручке в 598 миллиардов долларов и рентабельности 0,7 процента. В 2011 году авиакомпании будут тратить на топливо до трети своих доходов. 10 лет назад этот показатель составлял всего 13 процентов.