07.06.2011 00:40
Экономика

Россия пытается завлечь французских инвесторов в ЖКХ, однако их тянет к дорогам

Россия пытается завлечь французов в ЖКХ, однако их тянет к дорогам
Текст:  Татьяна Шадрина
Российская газета - Федеральный выпуск: №121 (5497)
Читать на сайте RG.RU

Несмотря на усилия, Россия пока не может похвастаться успехами частного государственного партнерства. Поэтому на российско-французском форуме отечественные эксперты пытались выяснить, в какой мере применим опыт Франции, которая в прошлом году привлекла в такие проекты 1,8 миллиарда евро.

Прежде всего российских специалистов заботит привлечение частных инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство. Реформа в этой области идет уже несколько лет, напомнил замминистра регионального развития Анатолий Попов, однако до заявленных целей - обеспечения качества услуг по доступным ценам и внедрения энергосберегающих технологий - еще далеко.

Констатация печальна: потери в водоснабжении составляют 25 процентов, в электросетях - 15 процентов. 65 процентов водопроводов требуют ремонта, 60 процентов котельных изношены. Чтобы обновить системы ЖКХ, требуется 6 триллионов рублей. Но таких средств у государства нет. Поэтому надежда на частные инвестиции. Но бизнес хочет знать, на сколько он может повышать тарифы, чтобы получить отдачу от своих вложений.

Кроме того, не хватает компаний-операторов, которые привнесли бы новые технологии в коммунальную сферу, отметил Анатолий Попов. По его словам, государство может дать регионам гранты, субсидии по процентным ставкам кредитов, чтобы отремонтировать один миллиард квадратных метров жилья. При этом Попов подчеркнул необходимость законодательно прописать ответственность всех властей и граждан по ремонту жилого фонда.

Не секрет, сказал Попов, что сейчас многие управляющие компании просто злоупотребляют своим положением. Более половины признаны неэффективными. Нередки случаи, когда компании присваивают деньги плательщиков за водоснабжение и тепло. Или же задерживают их у себя на счетах. Чтобы исключить такое присвоение платежей, население теперь будет платить непосредственно тем, кто вырабатывает и поставляет тепло, электроэнергию и воду.

Впрочем, обсуждение не ограничилось только неудачами. В Сибири есть большое число проектов по теплоснабжению, которые могут служить примером, заявил директор центра государственно-частного партнерства Внешэкономбанка Александр Баженов. Есть и комплексная программа развития Якутска, финансирование которой только в части инфраструктуры составляет 100 миллиардов рублей. Однако пока что нет финансовых ресурсов для запуска такого проекта в рамках госбюджета. И здесь необходимы механизмы привлечения инвестиций в инфраструктуру. Интересно, что довольно-таки положительный пример по строительству очистных сооружений в Центральной России не нашел также массового отклика у бизнеса. Хотя уже есть проекты, по которым проведены конкурсы, а бизнес получил свои деньги и передал муниципалитету построенную им очистную инфраструктуру.

В любом случае не только российские финансовые структуры активно работают с властями по крупным проектам. Европейский банк реконструкции и развития подписал бумаги на финансирование проектов в России на 800 миллионов евро.

Посол французской республики в России Жан де Глиниасти сказал, что у российского рынка есть интерес к французскому опыту. Французские предприятия особенно будут ценными при развитии российских муниципалитетов. Кроме того, Франция 50 лет назад задумалась над вопросом по строительству скоростных трасс. И с тех пор построена хорошая инфраструктура. Однако в любом случае, прежде чем строить новую инфраструктуру, в этой европейской стране проводят длительные консультации, чтобы все стороны согласились с проектом. И только после этого начинается строительство. В России такого опыта еще нет. Поэтому, предположил посол, и возникла проблема со стартом концессионного проекта по прокладке платной дороги Москва - Санкт-Петербург. Но проблемы есть и на бесплатной трассе Москва - Питер. На участке от 224 по 231 км возникли проблемы с реконструкцией 14 км дороги. Они связаны с несовершенством закона о госзакупках. По утверждению дорожников, был проведен аукцион в электронной форме и заключен госконтракт с подрядчиком, который не смог качественно справиться с выполнением работ в установленные сроки. В результате заказчик не выплатил подрядчику деньги, и эти три миллиона рублей, выделенные на реконструкцию в 2010 году, вернулись в федеральный бюджет. Сейчас идут споры в Арбитражном суде. Посол предположил, что надо модернизировать закон на федеральном уровне. При этом надо отдать должное и "локальным" решениям. То есть в общих рамках федерального законодательства у муниципалитетов должно быть право своего решения по сотрудничеству с бизнесом, предположил Жан де Глиниасти. Французский бизнес активно сотрудничает не только с властями, но и с госкомпаниями, в частности компания "Альстом", которая занимается энергетическим оборудованием и строительством железнодорожных составов, сотрудничает с РЖД и энергогенерирующими отечественными компаниями. По словам президента компании Филиппа Пегорье, в Новочеркасске уже идет работа по созданию первых электровозов, прорабатывается вопрос строительства на этой базе и электричек, и трамваев. Компания вкладывает свои деньги в производство турбин, и в ближайшие 3-4 года инвестиции в локализацию производства в России составит сотни миллионов долларов.

Инвестиции