07.06.2011 00:40
Экономика

Эксперт: Производители минеральной воды могут не дожить до своего техрегламента

Производители минеральной воды могут не дожить до своего техрегламента
Текст:  Дмитрий Петров (председатель правления Национального института техрегулирования)
Российская Бизнес-газета - : №19 (801)
Читать на сайте RG.RU

Единое экономическое пространство заработает в полном объеме только с вступлением в силу технических регламентов Таможенного союза. Пока они разрабатываются, производители России, Казахстана и Белоруссии строят свою жизнь по так называемым Единым санитарным требованиям (ЕСТ), которые носят временный характер и прекратят существование, как только вступят в силу утвержденные техрегламенты. Однако проблема в том, что из-за этих самых ЕСТ отдельные отрасли могут не дожить до светлого часа. Более чем наглядный пример - производство природной минеральной воды.

Ее выпуском в России сегодня занимаются свыше 500 компаний. До середины прошлого года по своему развитию отрасль была одной из самых динамичных. Но с 1 июля прошлого года вступили в силу Единые санитарные требования Таможенного союза, согласно которым минеральные воды с уровнем минерализации до 1 г/л - столовые минеральные воды - перестали именоваться таковыми. "Вне закона" оказались как популярные российские марки ("Архыз", "Сенежская" - всего более 600 наименований), так и всемирно известные ("Перье", "Эвиан" и пр.). Все это противоречит не только российским нормативным актам, действовавшим до 1 июля 2010 года, но и общепринятой международной практике. Согласно Кодексу Алиментариус (в состав комиссии Кодекса входят свыше 170 стран) и европейской директиве такие воды называются природными минеральными, а на территории трех стран Таможенного союза они вдруг перестали быть "минеральными". Хотя во всем мире именно они считаются наиболее полезными для здоровья и пользуются особой заботой и вниманием государства. Везде, но не у нас.

От полного коллапса ситуацию спасло только наличие в Единых санитарных требованиях переходных положений, согласно которым продукция может выпускаться на рынок по прежним национальным требованиям до 1 января 2012 года. В итоге первый вице-премьер Игорь Шувалов в сентябре 2010 года поручил "подготовить предложения по внесению изменений в Единые санитарные требования в части включения в них категории природных столовых минеральных вод согласно критериям, действовавшим до 1 июля 2010 г.", что и было сделано минздравсоцразвития.

Казалось бы, вопрос решен. Не тут-то было! Россия не вправе самостоятельно принимать решения, касающиеся всего Таможенного союза. Вердикт выносит рабочая группа, состоящая из экспертов, представляющих интересы трех стран. Вскоре выяснилось, что поручение вице-премьера для российских экспертов не указ - они публично занимают прямо противоположную позицию. "Такое положение вещей можно объяснить не только отсутствием профессионалов в составе рабочей группы, но и бизнес-интересами научных организаций, которые эксперты представляют", - считает один из ведущих специалистов в области минеральных вод России доктор геолого-минералогических наук Владимир Адилов.

О рабочей группе стоит сказать особо. Порядок ее формирования является тайной за семью печатями (во всяком случае соответствующего документа, несмотря на все старания, найти мне так и не удалось), непонятны критерии, по которым те или иные специалисты в ней оказались. Чем руководствуются ее члены при принятии решений - тоже не совсем ясно.

В итоге абсурд за абсурдом. Руководители всех трех стран говорят о необходимости гармонизации с международными требованиями, однако так называемые эксперты зачастую придерживаются прямо противоположного мнения. Представители бизнеса и науки России и Казахстана договорились о необходимости внесения изменений в Единые санитарные требования в соответствии с международными критериями, однако и мнение профессионалов для экспертов ничто.

В итоге вопреки всем доводам специалистов эксперты принимают очередное решение - включают категорию "минеральных столовых вод" в Единые санитарные требования в редакции, которая еще в большей степени ухудшает положение их производителей и устанавливают к ней еще более жесткие показатели безопасности (в частности, по техногенным загрязнителям, которых в минеральной воде быть не может априори, иначе она не является минеральной), что опять-таки противоречит международным требованиям. Но бог с ними, с международными требованиями, ужесточение нормативов можно было бы объяснить фактами причинения вреда здоровью граждан, однако ни одного такого случая за последние годы зафиксировано не было.

При этом, как ни парадоксально, инициатором нововведений выступает белорусская сторона, на территории которой минеральных вод добывается по сравнению с Россией сущие крохи. При этом белорусские эксперты закрывают дорогу для экспорта в ЕС и собственным минеральным водам, лишая их производителей конкурентных преимуществ. А отрасль тем временем превращается из процветающей в стагнирующую, поскольку владельцы бизнеса оказались перед выбором - вкладывать деньги в дальнейшее развитие либо закрывать или перепрофилировать производство.

Бизнес