07.06.2011 00:40
Власть

Эксперт: Принципиальных шагов по качественной модернизации вооруженных сил в России не делается

Текст:  Ольга Ускова (президент Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий)
Российская Бизнес-газета - : №19 (801)
Читать на сайте RG.RU

Недавно в Шанхае завершил работу один из крупнейших мировых форумов, посвященный робототехнике - ICRA 2011 (International Conference on Robotics and Automation). На нем были представлены последние достижения инженерно-технической мысли в этой области. Австралийские роботы, способные придумывать себе язык, машины, передвигающиеся по произвольному ландшафту, летающие поезда и т.д.

Как известно, слово робот появилось еще в 1920 году как один из главных ориентиров движения научной мысли. Автоматизированный механизм, обладающий определенным уровнем самостоятельного мышления, должен был стать верным помощником человека там, где работа для него была бы просто скучна или же сопряжена с угрозой жизни и здоровью. Сегодня роботы стали неотъемлемой частью нашей жизни. Они осуществляют сложные математические расчеты, обеспечивают производство сложной промышленной техники, участвуют в спасении жизни людей в случае различных природных и техногенных катастроф, не говоря уже об их широком применении в бытовой сфере.

Однако восхищаясь окружающими нас прекрасными и удобными машинами, мы забываем, что все эти красивые технологические разработки, как правило, пришли к нам из военной сферы. Например, всем известны автоматизированные пылесосы Roomba, производимые компанией iRobot, которые способны осуществлять уборку помещений без участия человека. Однако мало кому известно, что основу бизнеса этой компании составляет производство не гражданской, а военной техники. В частности, компания является крупнейшим разработчиком боевых роботов для армии США. Так, по заказу Пентагона компания iRobot поставила американским вооруженным силам более 3000 боевых роботов и роботов по разминированию. Примерно такое же количество произвел их ближайший конкурент - компания FosterMiller. Всего же в распоряжении американских вооруженных сил находится более 12 000 роботов различного назначения, а в ближайшие годы это число будет многократно увеличено. Эти роботы успешно использовались во время войны в Ираке и Афганистане. То есть речь идет не об опытных разработках, а об устойчивых тенденциях, демонстрирующих характер будущих войн.

Сегодня армии ведущих стран мира активно переходят на использование автоматизированных военных систем, не предполагающих прямого участия человека в боевых действиях. Эта тенденция вполне объяснима. Применение роботов и автоматизированных военных установок позволяет, с одной стороны, повысить оперативность и точность военных ударов, а с другой стороны, исключить прямую угрозу жизни своих солдат. Кстати, когда в зоне боевых действий робот "погибает", на него приходит электронная похоронка как на обычного военнослужащего. Это говорит и об отношении к боевым роботам, и их роли в будущих войнах.

О роли в будущих войнах роботизированных военных систем наглядно говорит практика последних крупномасштабных боевых действий в Ливии. Беспилотные авиационные системы сегодня могут не только проводить воздушную разведку, но и самостоятельно осуществлять бомбардировку обнаруженных вражеских объектов, с помощью лазеров корректировать нанесение ракетных ударов, а также сбивать ракеты противника, выпущенные в ответ. Фактически их уже можно рассматривать как самостоятельную боевую силу, способною осуществлять все виды военных действий. В принципе, на Западе их так и рассматривают. Как заявил руководитель американской компании General Atomics, производящей самолеты-беспилотники, Томас Кессиди: "Я бы хотел видеть Predator, возвращающихся со знаками сбитых МИГов, нарисованными на их бортах. И скоро так случится".

К сожалению, российская армия этой тенденции не следует. Несмотря на огромные средства, выделяемые на военные расходы - сегодня на закупку новых вооружений в бюджете запланировано более 400 миллиардов рублей, - принципиальных шагов по качественной модернизации вооруженных сил не делается. В армию продолжают поставляться традиционные виды вооружений - обычные танки, вертолеты, самолеты, - предполагающие прямое участие человека в боевых действиях. И это несмотря на то, что в последнее время наблюдается всплеск новых разработок в робототехнике, в том числе и в военной. Появилось много уникальных проектов с хорошими техническими характеристиками, способными решить огромный комплекс задач в военной сфере. На сегодняшний день в стадии опытных образцов находится около 50 проектов по созданию беспилотных летательных аппаратов, около 100 проектов по созданию боевых роботов и роботов по разминированию. Порядка 20 аналогичных проектов относятся к решению сложных задач в агрессивных и труднодоступных для человека средах. В создании проектов в сфере робототехники в последние два года наметилась положительная динамика. Их доля возросла примерно на 15%. Предполагается также, что бюджетные расходы на военные научные исследования вырастут с 92 млрд руб. в текущем до 107 млрд руб. в 2012 году. И по числу научных разработок в военной сфере Россия не сильно отстает от США (см. диаграмму). Но, к сожалению, дальше образцов, как правило, дело не идет.

Таким образом, когда ведущие страны мира готовятся к войне будущего, мы ориентируемся на войну прошлого. Это похоже на то, как перед Второй мировой войной в советской армии было сформировано большое число кавалерийских дивизий. К чему привело такое отношение, всем известно. Сегодня эта история может и повториться. Как известно, первый удар всегда наносится по самому слабому, кто не готов оказать должного сопротивления. Таким образом, мы невольно провоцируем своих потенциальных противников выбрать нас целью первого удара. Нам необходимо менять свой подход к комплектованию вооружений, поскольку в противном случае мы как минимум можем лишиться своего международного влияния, а как максимум - поставить под угрозу свою независимость.

Разработки в области беспилотных летательных систем

Армия