Каждый год старейший спортивный вуз России - Московская государственная академия физической культуры, которой нынче 80 лет, выпускает 60 тренеров и преподавателей адаптивной физкультуры. Ждут ли их в школах, где есть инклюзивное образование?
- Палка - влево, палка - вправо, шаг вперед, шаг назад! А теперь - упражнения с тремогантелями, - командует доцент кафедры адаптивной физкультуры академии Нонна Цицкишвили.
Идет занятие в тренажерном зале. Тремогантели в свое время были придуманы и изготовлены преподавателем вуза Владимиром Дмитриевым. Необычные гантели напоминают маленькие костыли на упругой пружине: уперся - "костыль" сжался, мышца получила нагрузку. Для детей с церебральным параличом это единственный способ сохранить хоть какие-то движения непослушных рук. Кроме гантелей у Дмитриева еще 300 изобретений.
Студентам тренерского факультета, которые специализируются по программе "адаптивная физкультура", обо всем этом подробно рассказывают и обучают методике работы с больными людьми. Им ведь мало просто показать упражнение ученикам, надо еще и доходчиво объяснить, как именно его сделать.
- Не меньше двух недель уходит на то, чтобы ребенок с ДЦП понял, каким образом выполнять упражнение, - за двадцать лет работы с такими детьми педагог Цицкишвили накопила большой опыт. - Кстати, отличные результаты дает иппотерапия - лечение верховой ездой. Я видела, как после занятий дети с ДЦП ходили в течение двух минут! Это потрясающий результат.
У детей с синдромом Дауна и аутистов - другая особенность. Они часто бывают физически сильными, но заставить их что-то делать почти невозможно. Все занятия - лишь в виде игры. Тут от тренера требуется не столько отличная физическая форма, сколько педагогическое мастерство. Так что Макаренко и Сухомлинского для преподавателей физкультуры никто не отменяет.
- У нас защищалась прекрасная дипломная работа о том, как заниматься физкультурой с детьми с синдромом Дауна. Разработана эффективная методика твист-терапии, основанной на вращательных движениях, методика реабилитации дошкольников и младших школьников с ДЦП, - говорит завкафедрой физкультурно-оздоровительных технологий Анатолий Чубуков. Он заслуженный тренер России и воспитал пять победителей Паралимпийских игр. В необходимости того, что с больными детьми надо заниматься физкультурой, у него сомнений нет.
- В каждой школе должны быть преподаватели адаптивной физкультуры, а классы, где есть ученики-инвалиды, надо делить на группы. Может, стоит делать одну группу адаптивной физкультуры в параллели или объединять учеников из нескольких классов, - предлагает Чубуков. - Чем меньше учеников в группе - тем лучше. И одного занятия в день недостаточно. Нужно по крайней мере, два. На первом ученику объясняют, что он должен сделать, на втором он пробует выполнить упражнение самостоятельно. Первокурсник МГАФКа Женя Шевченко из учительской семьи. Мама - преподаватель русского языка и литературы лицея Тольятти. Готов ли он работать с детьми-инвалидами?
- Я хочу открыть спортивную школу, где могли бы заниматься все дети - и больные и здоровые, - мечтает он. - Если начать свое дело не получится, могу пойти в государственную школу. Но только если там будут нормальные отношения среди учителей. А то я на маму насмотрелся...
А вот пятикурсник Миша Колесняк уже ведет спортивный кружок в подмосковном Железнодорожном. И не для больных, а для здоровых детишек.
- Я хочу работать с теми, кому нужна адаптивная физкультура, - рассказывает студент, - только свободных ставок нет даже для учителей обычной физкультуры.
Еще одна студентка тренерского факультета - Татьяна - тоже против школы ничего не имеет. Но знает, что мест там нет, и потому одновременно учится в медицинском колледже - хочет пойти в больницу тренером ЛФК. А туда без медицинского образования не берут. Днем Таня учится в академии, а вечером - в колледже. По выходным делает домашние задания, пишет рефераты и готовится к экзаменам. Иначе, говорит, останусь без работы.
Вообще странная ситуация сложилась с выпускниками такой дефицитной специальности. В больницы и поликлиники кадры из спортивных вузов берут сейчас неохотно, предпочитая выпускников с медицинским образованием. В школах преподавателей адаптивной физкультуры тоже пока не ждут. Штатным расписанием они не предусмотрены, хотя потребность в них есть. Даже в тех учебных заведениях, где нет пока "особых" детей, уже задумываются, как и кто их мог бы учить? Но есть одна закавыка - переход на новые принципы финансирования в системе образования не предполагает увеличение штатов. Наоборот, чем меньше педагогов и больше учеников, тем больше будет зарплата.
Может быть, достаточно одного педагога на две-три школы? Или необходимо предусмотреть для учителей доплаты, причем независимо от числа учеников? И, может, стоит обычных преподавателей физкультуры отправлять на курсы при специализированных кафедрах? Ведь ясно, что "особенных" детей в школах с каждым годом будет все больше.
Без ограниченных возможностей
Сейчас в России живет 500 тысяч детей-инвалидов, а через десять лет, по некоторым прогнозам, их будет 1 миллион. Инклюзивное образование есть во многих российских учебных заведениях. В Москве это, к примеру, центр образования N 1447, школа N 1961. Всего таких школ в столице уже более 200.
Если в первые годы введения инклюзива в школах было по 3-4 "особенных" ученика, то сейчас их может быть 10-12. А родители детей с ограниченными физическими возможностями уже мечтают отдать ребенка не в коррекционную, а в обычную школу. Только, к сожалению. о тремогантелях и твист-терапии учителя там вряд ли слышали.
В России, к слову, 13 спортивных вузов. Во всех есть кафедры адаптивной физкультуры. Кроме того, специализацию можно получить в педагогических университетах и институтах. В этом году и в Тамбовском госуниверситете появится новая учебная специальность "Адаптивная физическая культура и спорт".
Марина Мельтюхова, завуч школы N 1961, Москва:
- У нас два инклюзивных класса "Особый ребенок", где учатся по пять детей с разными диагнозами, в том числе есть и аутисты. Один занимается физкультурой отдельно, второй - вместе с детьми из класса компенсирующего обучения. Мы и хотели бы взять на работу специалиста, который знает методику преподавания физкультуры детям с синдромом Дауна, аутистам, понимает, как с помощью упражнений можно улучшить состояние здоровья ребенка с ДЦП. Но все упирается в финансовые возможности. При переходе на новые системы оплаты труда учителя классов, где учатся "особые дети" и так будут в трудной ситуации. На пять учеников - два специалиста: учитель и педагог сопровождения. А если будет три?
Наталья Кремнева, главный редактор журнала для слепоглухих:
- У меня "синдром Ушера", при этом заболевании падает зрение и снижается слух. Тем не менее я закончила исторический факультет МГУ. Сначала училась в обычной школе, потом - в школе для слабослышащих N 30 в Сокольниках. Физкультура там велась очень хорошо. Но я, к сожалению, в то время всячески "отбивалась" от уроков физкультуры. Сейчас понимаю, как важны были эти занятия. Я убеждена, что заниматься физкультурой с инвалидами должны только серьезно подготовленные люди, знающие проблемы детей с разными диагнозами.