В России очень мало молодых и стремительно развивающихся компаний в сфере информационных технологий. Причин несколько. Это и дефицит квалифицированных специалистов, и нехватка новых идей, инвестиций.
К тому же IT-бизнес в России пока не обещает гарантированных доходов. И проще вкладываться в копирование иностранных разработок, чем спонсировать свои. Об этом вчера шла речь на "круглом столе" в "РГ".
Его участники - эксперты и предприниматели, надо сказать, настроены были пессимистически. Вице-президент Российской ассоциации маркетинговых услуг Сергей Моисеев заявил, что в России нет людей, которые умеют продвигать IT-новации. И никто с ним спорить не стал. Действительно, из успешных проектов в IT-сфере нет ни одного, который не был бы сделан на основе иностранной разработки. Это касается, например, и социальных сетей в Интернете, и сайтов с купонными скидками, с помощью которых можно получить по низким ценам услугу (парикмахеров, ресторанов, SPA-салонов). Предприниматели, судя по выступлениям на "круглом столе", рассуждают примерно так: "Если у меня есть новая идея, то зачем ее реализовывать в России? Наш софтверный рынок - это всего 5 процентов от мирового. Лучше уж за границей. Тогда успех будет больше". И что обидно: в России есть много интернет-стартапов, рассказал член совета директоров фонда "Сколково" Александр Галицкий. Но они не развиваются из-за узости нашего рынка.
|
Видео: Сергей Минабутдинов |
Получается замкнутый круг. Отрасль не развивается, потому что ей не хватает хороших идей, а новации не продвигаются из-за слабого рынка, на котором рецепт успеха сводится к сценарию - хорошо скопировать то, что сделано на Западе.
Но не все так плохо. "Тупо" копировать все-таки не получается. Каждый раз в проект российские разработчики вносят свои оригинальные идеи. "Потенциал для развития отрасли есть", - обнадежил бизнесмен и эксперт в области IT Камиль Курмакаев. А копирование - нормальный вариант. Главное, на нем не останавливаться, идти дальше.
Для того чтобы такой сценарий состоялся, необходима научная база, а с ней сегодня проблемы, признали участники "круглого стола". Даже вузы с отличной технологической базой чаще всего не заинтересованы в коммерциализации своих IT-разработок. Теории у нас учат неплохо, с этим согласны все, а вот на практике ее применить не получается.
Какой выход? Учиться в дороге, считает Галицкий. Для выживания в этой среде у нас есть все возможности. И вполне возможно, что, допустим, на мобильных телефонах когда-то будет написано: "Разработано в России, произведено в Китае".