09.06.2011 00:05
Культура

Вышла полная библиография Анатолия Эфроса

Вышла полная библиография Анатолия Эфроса
Текст:  Алена Карась
Российская газета - Федеральный выпуск: №123 (5499)
Читать на сайте RG.RU

Прошло более двадцати лет с момента преждевременной, непоправимо ранней смерти выдающегося отечественного режиссера Анатолия Эфроса. За это время его творческое наследие существенно расширилось: продолжали издаваться его труды, работы его жены и сподвижницы, выдающегося театрального критика Натальи Крымовой, статьи и воспоминания о нем. Между тем потребность в полноценном глубоком исследовании его трудов - актуальнейшая задача будущего.

Но основной и принципиально важный шаг на пути к такому исследованию уже сделан. В этом сезоне вышло уникальное издание - "Режиссер Анатолий Эфрос. Жизнь и творчество. Аннотированный библиографический указатель", Санкт-Петербург, "Балтийские сезоны", 2010. Автор проекта Нонна Скегина имеет самое непосредственное отношение к творческой биографии выдающегося режиссера. Став завлитом во времена его работы в Театре им. Ленинского комсомола и затем перейдя с Эфросом в Театр на Малой Бронной, она всегда была его самым верным, исключительно профессиональным сподвижником.

Проделанная ею и коллективом составителей работа представляется исключительно объемной и полной. Аналогов такому труду вообще немного в нашем театроведении. В нем не только максимально полно собрано и представлено творческое наследие мастера. В него вошли 3480 записей - как уже известные, так и вновь выявленные материалы, опубликованные с 1950 по 2010 год как в отечественных, так и иностранных изданиях. Четыре раздела Указателя содержат все, относящееся к творчеству А.В. Эфроса - книги самого режиссера; статьи, заметки, беседы, интервью и письма; записи репетиций; литературу о его жизни и творчестве. Наконец, здесь же можно найти полный указатель спектаклей, фильмов, киновидеоматериалов и звукозаписей Эфроса, а также указатель имен всех авторов.

Строгая хронология исследования позволила автору проекта шаг за шагом проследить жизнь и творчество режиссера. Каждый из источников содержит краткую аннотацию о его содержании. Порой эти источники весьма косвенные - поразительно, как настойчива была воля исследователей, чтобы обнаружить упоминания, высказывания и факты в совсем неочевидных местах. Ну вот, к примеру, под номером 3370 в Указателе значится интервью Владимира Рецептера, данное нашей газете "Жил на свете рыцарь бедный".

Будущему биографу выдающегося режиссера совсем легко будет идти по его следам, читая это издание. Вот Ольга Яковлева дает интервью Марине Зайонц для журнала "Театральная жизнь": "В А. Эфросе поражала "та редкая простота, которая дает человеку возможность жить естественной жизнью".

60 лет, зафиксированных в самых разнообразных источниках - это не только жизнь самого Мастера, но и широкий культурный и социально-политический фон, на котором осуществлялось его творчество. 60 лет истории отечественного театра, сложенных из разных голосов отечественных и зарубежных исследователей, почитателей и врагов, учеников и близких.

И конечно - его собственный голос, его мысли и интонации, советы и сомнения, размышления об искусстве и жизни, выловленные из пожелтевших листов бумаги, из теле- и радиоэфиров, в России, Японии, Грузии, Сербии и Финляндии, Великобритании и Америке. Труды и дни выдающегося мастера, словами которого начинается книга: "...я все время смотрю на часы, чтобы скорей закончился выходной день и началась работа опять...".

Театр