Около 350 российских коллективов работают в 190 научных проектах, получая около 40 миллионов евро из бюджета ЕС
Россияне ездят в ведущие зарубежные институты и университеты, ведут там исследования и возвращаются в Россию, обогащенные новыми знаниями. В то же время и иностранные специалисты участвуют в конкурсах, которые проводятся в России, выигрывают очень приличные даже по западным меркам гранты.О том, как организовано сотрудничество России с ЕС, корреспондент "РГ" беседует с заместителем министра Минобрнауки РФ Сергеем Иванцом.
Мы остаемся привлекательными для международного сотрудничества по многим направлениям, где наша наука традиционно занимала в мире лидирующие позиции, в частности, в космических исследованиях, ядерной энергетике, физике, химии, материаловедении, энергетике, биологии и т.д. Здесь нет какого-то единого клише, схемы взаимодействия самые разные. Например, отдельные ученые, лаборатории, университеты, институты могут самостоятельно участвовать в конкурсах действующей 7-й рамочной программы ЕС. Сегодня около 350 российских коллективов работают в 190 таких проектах, получая около 40 миллионов евро из бюджета ЕС. Другая форма сотрудничества - это скоординированные проекты, которые проводятся совместно ЕС и Россией. В этом случае для решения какой-то важной для обеих сторон задачи формируется коллектив российских и зарубежных ученых. Один проект "тянет" примерно на 4-5 миллионов евро, которые в складчину выделяются на паритетных условиях каждой из сторон.
Вопросы распределения полученной интеллектуальной собственности решаются самими участниками таких коллективов. Сегодня подобных проектов по различным научным направлениям около 50. Координирует работу Совместный комитет по научно-технологическому сотрудничеству (СКНТС), учрежденный Соглашением между правительством РФ и ЕС. В рамках СКНТС действуют рабочие группы по 11 приоритетным направлениям, в частности, по медицине, нанотехнологиям, информационно-телекоммуникационным системам, энергосбережению, биотехнологиям.
Речь идет только о совместных исследовательских работах или сюда входит и коммерциализация полученных результатов?
Скоординированные с ЕС проекты в основном исследовательские. На них выделены не такие уж большие деньги. Коммерциализация требует существенно больших сумм. А вот что касается проектов ЕС, в которых российские ученые участвуют по собственной инициативе, то здесь возможны любые варианты, в том числе и коммерциализация. Все зависит от того, на что нацелен конкретный проект ЕС.
Насколько вас удовлетворяют нынешние масштабы сотрудничества с ЕС в рамках 7-й рамочной программы?
Не удовлетворяют по нескольким причинам. Во-первых, Россия не является ассоциированным членом программы. Это серьезный минус, так как существенно ограничивает наше участие в европейских проектах. Ведущую роль в них играют организации из стран Евросоюза и ассоциированных членов 7-й рамочной программы, а наши институты являются соисполнителями. Хотелось, чтобы они вышли на ключевые позиции, тем более что по своему уровню это им вполне по силам. Рассмотрение вопроса о входе России в число ассоциированных членов - это довольно долгая процедура, так как требуется соглашение между правительствами. Сейчас проблема снята с повестки дня. Дело в том, что 7-я рамочная программа завершается, и каков будет в дальнейшем механизм поддержки исследований со стороны ЕС, пока не ясно самой Еврокомиссии. Но какая бы форма ни была принята, Россия примет в ней самое активное участие.
Здесь многое, очевидно, зависит не только от ЕС, но и от самой России?
Вы правы. Кстати, только что правительство приняло решение выделить дополнительно 500 миллионов рублей в год на проведение научно-исследовательских работ совместно с иностранными научными организациями. Цель - стимулировать развитие международных интеграционных процессов в науке, кооперацию российских и иностранных ученых, упростить конкурсные процедуры.
Уже несколько лет между Россией и странами ЕС обсуждается вопрос о взаимном признании ученых степеней и дипломов. Есть прогресс в этом вопросе?
По поручению президента и правительства России минобрнауки подготовлен законопроект о признании в нашей стране дипломов и ученых степеней ведущих вузов и научных организаций мира. Мы заинтересованы привлекать в страну ведущих ученых, целый ряд из них откликается на эти предложения и приезжает. Но от них требуется пройти довольно длительную процедуру для подтверждения своих ученых званий и степеней, выданных признанными во всем мире университетами.
С другой стороны, направляя учиться российских студентов в ведущие университеты мира, мы должны обеспечить автоматическое признание в России того диплома, за которым они едут. Такая практика сегодня у нас отсутствует. Закон должен устранить эти недоразумения.