09.06.2011 00:40
Экономика

Российский малый бизнес заинтересован в рынках Европы

Российский малый бизнес заинтересован в рынках Европы
Текст:  Татьяна Зыкова
Российская газета - Спецвыпуск: Европейский союз №123 (5499)
Читать на сайте RG.RU

В России малый бизнес, по самым оптимистичным оценкам, обеспечивает пока лишь 20 процентов ВВП. Но равняется на Европу, перенимая ее опыт. О том, как развиваются деловые связи российских и европейских малых компаний, "РГ" попросила рассказать вице-президента общественной организации "Опора России" Владислава Корочкина.

Владислав Леонтьевич, в чем смысл сотрудничества малых российских компаний с их партнерами из стран Евросоюза?

Это дополнительная возможность получить прибыль. Причем обоюдная. Нам интересны европейские технологии, идеи, которые можно перенести и воспроизвести в России. Таких примеров много. Приведу один. В Подмосковье налажено производство современных деревянных изделий для сада - беседок, мостиков, садовых домиков. Все это пользуется большим спросом. Продукцию делают наши малые компании, древесина тоже наша, а идеи подсмотрены в Европе. При этом россияне приобрели у своих коллег из Германии лицензии на изготовление продукции, закупили оборудование, программное обеспечение для станков.

Как ни странно, российские компании Европа привлекает и более широкими, чем это кажется на первый взгляд, возможностями для экспорта своей продукции.

А как же сложности с доступом на европейский рынок?

Это одна из "пугалок". Если цена и качество устраивают потребителей, то почему бы не экспортировать. Вся Европа забита китайскими товарами, начиная от одежды и заканчивая технологическим и промышленным оборудованием. Причем в продвижении продукции производители получают поддержку от своего государства. Через те же выставки. Интересен опыт Германии, Англии. Почти на любой международной выставке определенных тематик есть коллективный стенд страны, предназначенный специально для малых и средних компаний.

Многие русские инновационные продукты уже используются на Западе в рамках тех или иных технологических процессов при производстве промышленной продукции. В этом им помогают так называемые технологические карты, которые открывают в Интернете европейские и американские компании для привлечения новых и совершенствования старых технологий, в том числе военных.

А как оцениваете финансовую поддержку российских малых экспортеров со стороны государства?

В Европе такая поддержка более изощренная и целенаправленная. Это и гранты, и льготы при создании совместных зарубежных предприятий с условием закупки "родной" техники или технологий. Методов много.

Российские товары, предназначенные на экспорт, мы всегда предлагали субсидировать по простой схеме. За каждый вырученный от экспорта доллар или евро, который поступил на счет компании, государство доплачивает 10-20 центов. Это означает, что малая компания-экспортер будет более конкурентоспособна. Не зря в Евросоюзе стараются стимулировать экспортеров.

Есть в России опыт создания совместных малых предприятий с малыми компаниями из ЕС?

Очень скромный. Но такие возможности надо искать. Кстати, европейские компании рвутся в Россию, им интересен наш рынок в плане сбыта. На мой взгляд, можно было бы создавать совместные производства на основе российских природных ресурсов, а готовые изделия, связанные с конечным потребителем, поставлять в Европу. Кроме того, в России все больше производится экологически чистых, вкусных и качественных продуктов питания. В том числе, консервированных грибов, ягод, рыбы. Это видно по прилавкам наших магазинов. И продвижением их на зарубежные рынки пока никто не озаботился. Но время настало.

Малый бизнес