09.06.2011 00:20
Общество

В России существует 239 программ двойных дипломов между российскими и европейскими вузами

Общее европейское образовательное пространство достигается за счет "мобильных студентов и преподавателей"
Текст:  Максим Макарычев Ариадна Рокоссовская
Российская газета - Спецвыпуск: Европейский союз №123 (5499)
Читать на сайте RG.RU

Между Россией и Европой всегда существовали плодотворные связи в области высшей школы и науки. Сейчас, когда наша страна перешла на двухуровневую подготовку бакалавров и магистров, став еще более равноправным участником Болонского процесса, академическая мобильность приобрела новый импульс развития. "Российская газета" решила выяснить, какие возможности для учебы российских студентов и аспирантов в Европе и европейские студенты и аспиранты в России существуют на сегодняшний день.

В 2005 году в Москве на саммите Россия - ЕС была одобрена так называемая дорожная карта для четырех пространств, среди которых есть общее пространство науки и образования, включая культурные аспекты. В данном случае речь идет именно о высшем образовании. Первая программа призвана содействовать созданию данного пространства называется Tempus. Она реализуется в России с 1994 года и способствует модернизации учебных планов и программ обучения университетов России и стран Евросоюза. Объем финансирования составляет примерно 9-10 миллионов евро в год. Каждый год отбирается 8-10 проектов, и представители университетов из России и из стран ЕС выбирают направления, смотрят на составляющие части учебного плана, на его содержание и т.д.

Если представить себе это общее пространство как дом, то программа Tempus - это его фундамент. Дальше идет вторая программа, которая называется Erasmus Mundus. Эразмус - имя известного гуманиста из Голландии - Эразм Роттердамский. Mundus означает открытость программы для всех стран мира. В 1987 году для стран Европейского сообщества была создана программа Erasmus, которая позволяла студентам учиться семестр или год в другой стране, например итальянцу во Франции, в Голландии. Это, скажем так, один из способов создания европейского пространства. В 2004 году стартовала программа Erasmus Mundus, которая нацелена на привлечение студентов со всего мира. А в 2007 году появился еще один этап - "Erasmus Mundus Партнерство".

В чем состоит разница между двумя последними программами? Erasmus Mundus - это программа "индивидуальной мобильности студентов, аспирантов и преподавателей".

В данном случае студенты уже получили высшее образование в России и самостоятельно принимают решение, что им нужно. Они могут решить поехать учиться на два года- программа магистратуры или на четыре года- программа для аспирантов. В рамках этой программы студенты и соискатели степени аспирантов самостоятельно решают подать заявку и продолжить свое обучение за рубежом. Поэтому Erasmus Mundus иногда называют программой индивидуальной мобильности. Но Евросоюз пришел к выводу, что этого недостаточно, потому что отсутствует стимул для университетов, если они не полностью вовлечены в этот процесс. И тогда появилась программа "Erasmus Mundus Партнерство". Мы уже говорили о том, что университеты работают над учебными планами, чтобы сделать их программы сопоставимыми, сравнимыми, понятными. Тогда следующий шаг - организация мобильных студентов, которые учатся по этим программам.

Как раз слово "партнерство" означает, что университеты из России и Евросоюза совместно организуют обмен студентов, бакалавров, магистров, аспирантов и преподавателей, в основном среди вузов партнеров. И здесь речь идет об организованной мобильности. Организованная мобильность отличается от индивидуальной мобильности тем, что студенты начинают обучение за рубежом в процессе учебы в собственном вузе. Например, молодой человек числится в МГУ, в РГГУ, СПбГУ, или в Иркутском госуниверситете. Он знает, что его вуз связан с вузом из Германии или из других стран ЕС. И допустим, он учится на третьем курсе бакалавриата по специальности экономист. Он обращается в международный отдел своего университета, чтобы узнать, какие документы нужны для того, чтобы поехать на учебу в немецкий вуз на семестр или год. Там у него есть возможность сдавать предметы, которые схожи с теми предметами, которые он сдает здесь. И он получает диплом своего университета и сертификат, подтверждающий, что он, допустим, в течение семестра обучался в этом немецком вузе.

Информация о программах и грантах, Представительство ЕС в России распространяет через информационные дни и организацию выставок в Москве и в регионах. В марте 2011 года прошла образовательная выставка в Казани, в мае выставка "Образование в Европе" была в Ростове, в сентябре будет в Новосибирске и в ноябре в Москве. В результате этого региональные вузы от Калининграда до Приморья уже сейчас участвуют в программе "организованной мобильности".

В случае программ Евросоюза все расходы на обучение берет на себя Еврокомиссия. Если говорить о мобильности студентов, это стоимость обучения, проживания, суточные и т.д. Но есть и дополнительные расходы, которые неизбежны, ведь студент - это живой человек. Он находится в университете, нужно, чтобы был кто-то, кто ему поможет адаптироваться, нужно проводить занятия по языку и так далее.

Эти затраты, как правило, берет на себя вуз. Университеты готовы к этому, поскольку, чтобы попасть в программу "Erasmus Mundus Партнерство", приходится организовать прием иностранных студентов, предоставив как можно больше услуг и это в том числе и престиж университета.

Если рассматривать вопрос, повышает ли обучение шансы на трудоустройство российского студента в Европе и европейского студента в России, то, безусловно, да.

Возможность пребывания, обучения в других средах, общение с людьми из разных культур, приобретение новых знаний и умение говорить, высказывать свое мнение, защищать свою точку зрения на иностранных языках помогает им приобрести некую уверенность в себе.

Если речь идет о магистратуре и выше, предполагается, что студент будет не просто учиться по заданному учебному плану. Наряду с обязательными дисциплинами он должен выбрать предметы, которые ему нужны и это очень помогает развивать умения принимать решения самостоятельно.

Есть еще один важный фактор. Диплом европейского вуза можно получить, обучаясь в России и наоборот. Такая возможность существует. Многие российские вузы, хотя далеко не все, создают программы двойных дипломов c европейскими вузами, и это позволяет студенту в конце обучения получить два диплома - российского и партнерского вузов. И европейский студент, обучающийся по этой программе, тоже получает два диплома. Но в ней должно быть как минимум два элемента.

Первое - диплом выдается двумя вузами, но учебная программа должна быть одна. Несмотря на разные традиции, на разность требований стандартов - российского и из европейских стран, программа должна быть разработана совместно. И тогда студент учит ровно те предметы и ровно то время, которое предусмотрено в совместном разработанном учебном плане.

Второе условие - студент мобилен, он учится и здесь, и там. Если программа двойных дипломов рассчитана на два года, по ней студент должен учиться один год здесь и один год в европейском вузе. Если студент учится только здесь и может сдавать какие-то предметы по почте или другими способами, то это не является обучением по программе двойных дипломов. В 2010 году Представительством ЕС в России осуществлялся обзор о программах двойных дипломов между российскими и европейскими вузами.

Существует 239 таких программ в России, которые привлекают 74 российских вуза. Представительство ЕС в России намерено продолжить работу по анализу программ двойных дипломов, поскольку современные условия требуют интеграции образования отдельных стран в общее Европейское образовательное пространство в рамках Болонского процесса.

Более полную информацию об образовательных программах ЕС можно прочитать на следующих сайтах:

http://eeas.europa.eu/delegations/russia/index_en.htm

http://www.eeas.europa.eu/delegations/russia/eu_russia/fields_cooperation/higher_education/index_en.htm

Образование Европейский союз