09.06.2011 00:45
Экономика

Эксперты "РГ" ответили на вопросы читателей о новых правилах предоставления коммунальных услуг

Струя из красного крана должна стать горячей за три минуты
Текст:  Ирина Невинная
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №124 (5500)
Читать на сайте RG.RU

На вопросы наших читателей о новых правилах предоставления коммунальных услуг ответили эксперты "РГ" - Дмитрий Гордеев (Фонд "Институт экономики города") и Максим Мамсуров (минрегион).

Михаил Чоп (Курск): В квитанции по оплате коммунальных услуг за май 2011 г. появилась новая графа "корректировка" за отопление , пришлось заплатить 946 руб. Общедомового счетчика на тепло у нас нет. Платим по нормативам потребления. Правомерно ли начисление такой доплаты?

Дмитрий Гордеев: Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354, еще не вступили в силу. Это произойдет, скорее всего, осенью, через два месяца после того, как правительство утвердит изменения в правила определения нормативов потребления (постановление Правительства от 23 мая 2006 г. N 306).

Пока же продолжают действовать прежние Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (постановление Правительства от 23 мая 2006 г. N 307). Этот документ предусматривает оплату отопления круглогодично исходя из среднемесячного потребления тепловой энергии за прошлый год и корректировку платы за отопление один раз в год. При этом корректировки должны были осуществляться не только в сторону доплаты (если текущий год был холоднее предыдущего), но и снижения платежей (если год был теплым). Если при корректировке вам предлагали только доплату и никогда не делали снижения, значит, исполнитель нарушал требования 307-го постановления правительства.

Такая корректировка делается один раз в год. Поэтому если вам до мая платежи еще не корректировали, ваша УК вправе это сделать.

Ольга Евгеньевна Терехина (Пенза): За электроэнергию платим по индивидуальным счетчикам. У многих в квартирах установлены приборы учета горячей и холодной воды. Каким же образом будет производиться перерасчет в случае отключения ресурса? Мы же заплатим за потребленные литры и киловатты по тарифу независимо от отключений. К примеру, завтра утром у нас отключат воду на два дня. Я просто не буду ей пользоваться и оплачу то, что "намотал" счетчик. Так как же добиться перерасчета за период, в который мы не получали услугу?

Максим Мамсуров: В случае если установлен прибор учета, коммунальные услуги оплачиваются исключительно по его показаниям. Перерасчет производится в установленных постановлением случаях только при отсутствии приборов учета.

Елена: Вопрос такой: в доме и в квартире установлены счетчики воды, обслуживанием занимается ТСЖ, горячую воду подает муниципальная котельная. Из горячего крана вода часто течет чуть теплая, ее приходится сливать по 15-20 минут,а платим как за горячую. Как можно обязать коммунальщиков пересчитать стоимость горячей воды? Можно ли устанавливать счетчики на горячую воду, которые учитывали бы температуру воды?

Гордеев: При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, в первую очередь необходимо сообщить об этом в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя (вашу управляющую компанию или ТСЖ) или, если есть договор, в иную службу, указанную исполнителем. Это обязанность потребителя.

Для того чтобы исполнитель коммунальных услуг пересчитал плату, необходимо зафиксировать факт непредоставления коммунальной услуги или ее ненадлежащего качества (пп. "и" п. 31 новых Правил). Для этого надо обратиться к исполнителю коммунальных услуг с жалобой (заявлением, обращением, требованием или претензией).

Исполнитель обязан принять сообщение, организовывать проверку и составить акт.

Обратите вниманием на то, что согласно новым правилам при проверке качества перед определением температуры горячей воды в точке водоразбора производится слив воды в течение не более 3 минут. Исполнитель обязан оформить и предоставить потребителю не только акт проверки, но и акт об устранении выявленных недостатков (пп. "в" п. 33 новых Правил).

Потребитель имеет право потребовать снизить плату (пп. "д" п. 33 новых Правил). Если проверка показала, что заявитель жаловался по делу, исполнитель обязан произвести перерасчет (пп. "г" п. 31 новых Правил). Сведения об уменьшении платы за коммунальные услуги с указанием оснований должны быть отражены в платежном документе (квитанции).

Что касается второго вопроса, новые правила не запрещают устанавливать водосчетчики, которые учитывали бы температуру воды. Эти показания могут помочь вам выявить отклонение качества горячей воды. Но для снижения платы все равно будут приниматься во внимание результаты замеров, проведенных во время проверки и указанных в акте.

Соколова Елена Серафимовна: Прошу объяснить механизм определения некачественного исполнения услуги. Кто должен это делать? Какими документами должно быть подтверждено? Например, время отсутствия воды, ее температура.

Гордеев: Следить за качеством коммунальных услуг должен исполнитель - управляющая организация, ТСЖ. При отклонении от утвержденных параметров добросовестный исполнитель должен сам снизить размер платы всем потребителям. Другое дело, что на практике часто выходит совсем по-другому: недобросовестная УК плохо следит за параметрами подаваемых в дом воды, тепла, газа. А когда жильцы начинают жаловаться, плата пересчитывается только тем, кто обратился с заявлением. Порядок фиксации нарушений качества коммунальных услуг указан в ответе на предыдущий вопрос.

Лариса: В настоящее время расчет отопления ведется по общедомовым счетчикам учета тепла. Проверить правильность таких начислений не предоставляется возможным т.к. у жильцов нет информации о показаниях таких счетчиков, а также общей квартирной площади дома (показателя, который задействован в вычислениях). Будет ли сообщаться данная информация жильцам?

Гордеев: Да, будет. В новых правилах (пп. "д" и "е" п. 31) указано, что исполнитель коммунальных услуг обязан:

при обращении потребителя проводить проверку правильности всех расчетов - указанного в квитанции размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты, начисления неустоек (штрафов, пеней). Немедленно по результатам такой проверки потребителю выдаются все расчеты, причем эти документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя;

при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать с него показания с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить их в журнал учета, предоставить потребителю по его требованию в течение одного рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со всеми записями в журнале. Кстати, сведения о показаниях коллективных (общедомовых) и индивидуальных приборов учета должны сохраняться в течение не менее трех лет.

Получив эти данные, вы можете самостоятельно проверить расчеты по формулам приложения N 2 к новым правилам.

Продолжение "горячей линии" - в следующем номере "РГ - Недели"

ЖКХ