Глава представительства Европейского Союза в России Фернандо М. Валенсуэла рассказал "РГ" о том, чего ждут от отношений с Россией в Европе
Саммит Россия - ЕС станет еще одним важным событием в двусторонних отношениях. В нашей стране от него ждут прогресса в визовом вопросе. А о том, чего от отношений с Россией ожидают европейцы, и о многом другом мы поговорили с главой представительства Евросоюза в России Фернандо М. Валенсуэлой.
Чего нам ждать от предстоящего саммита?
Повестка саммита пока (интервью состоялось в конце мая) обсуждается. Но обычно в нее входят два блока. Первый, более значительный, - это вопросы двусторонних отношений России и ЕС. Второй - международные вопросы, обсуждение ситуации в различных регионах мира и обмен информацией.
На саммите много внимания будет уделено экономическим вопросам, обсуждению сотрудничества в рамках инициативы "Партнерство для модернизации". Думаю, что будет затронут и визовый вопрос.
Он будет одним из ключевых?
Визовый вопрос представляется популярным, но это не значит, что он самый важный. Мы должны согласовать подход к процедуре введения безвизового режима, определить шаги, реализация которых позволит нам его достичь.
Пока что мы уточняем вопросы и конкретные действия по всем направлениям, необходимым для достижения безвизового режима.
Какие барьеры еще остаются на этом пути?
Наша работа как раз и заключается в том, чтобы их определить, а потом найти способы разрешения. Это и технические вопросы - например вопрос биометрических паспортов в России, и более сложные - например нелегальная миграция из третьих стран, вопрос защищенности южных границ РФ. Сейчас мы пытаемся вычленить и сформулировать и другие подобные вопросы.
А насколько сам Евросоюз готов к введению безвизового режима с Россией? Учитывая те дискуссии, которые сейчас ведутся вокруг Шенгенских соглашений...
Безусловно, в мире все взаимосвязано. Но я не думаю, что эти дискуссии непосредственно взаимосвязаны с введением безвизового режима с Россией.
Ваш прогноз: когда все-таки Россия и ЕС смогут перейти к безвизовому режиму?
Для такого прогноза мне нужен хрустальный шар (смеется). Но если серьезно, это займет какое-то время, поскольку есть определенные проблемы, требующие комплексных решений.
Сейчас же мы должны работать над облегчением визового режима, сделать его более гибким, открытым и более доступным как для граждан России, так и для граждан ЕС.
А в целом отношения между Россией и ЕС способствуют росту обоюдного доверия?
Если брать только прошедший год, то мы можем говорить о позитивном развитии наших как политических, так и экономических отношений (несмотря на финансовый кризис).
Мы развиваем сотрудничество в разных областях. Есть сферы, в которых оно осуществляется уже на протяжении многих лет - например приграничное сотрудничество, программа "Северное измерение". Но есть и новые идеи - например "Партнерство для модернизации", которое определяет приоритеты нашего сотрудничества.
Вы могли бы рассказать о конкретных проектах, проводимых под знаком этого партнерства?
В рамках "Партнерства для модернизации" существует много проектов в самых разных областях.
Но я хотел бы отметить два: это реформа российской судебной системы и гармонизация технических стандартов.
Хотя последнее звучит скучно, оно серьезно влияет на развитие торгово-экономических отношений между Россией и ЕС и способствует устранению барьеров на пути нашего более активного сотрудничества в будущем.
Зачем Евросоюзу, самому испытывающему экономические проблемы, участвовать финансово в проектах в России?
На самом деле наше финансовое участие незначительно, особенно в сравнении с предыдущими программами содействия России.
Все новые проекты, в том числе в рамках "Партнерства для модернизации", финансируются сторонами на паритетных началах.
Идея проста: никто никогда не выигрывает, если думает только о себе.
ЕС действует как инвестор к обоюдной выгоде. ЕС не сможет решить и свои собственные проблемы без активного взаимодействия со всем миром и с Россией в частности. Европа - это очень открытый рынок. Мы много импортируем, много экспортируем, и в силу этого мы и мир взаимозависимы.
Каким еще странам помогает ЕС и каков общий вектор его внешней политики?
Во внешней политике ЕС есть несколько элементов. Прежде всего это оказание гуманитарной помощи и содействие развитию. На ЕС приходится более сорока процентов всей помощи, которая выделяется с такой целью.
Если вы посмотрите на карту мира, то вряд ли найдете уголок, где бы ЕС не оказывал содействие. От маленького острова в Карибском море до Африки или стран Центральной Азии.
При этом ЕС всегда уделяет внимание универсальным ценностям и способствует их продвижению во всем мире. Это соблюдение прав человека, фундаментальных свобод, экономических и политических прав, демократия, уважение прав меньшинств. Именно поэтому ЕС всячески поддерживает работу ООН и других многосторонних организаций, структур и форумов.
Кроме того, мы понимаем, что есть современные вызовы, на которые необходимо реагировать. Поэтому внешняя политика ЕС включает в себя помощь в борьбе с изменением климата и другие злободневные вопросы.
Тем не менее нынешний кризис поставил вопрос о жизнеспособности Евросоюза. Вы оптимист в данном вопросе?
Да, я уверен, что и Европейскому Союзу, и евро нет альтернативы. Это объективно. Финансовый кризис, который, кстати, возник не в Европе, создал нам проблемы и поставил новые вызовы.
В какой-то момент мы, возможно, что-то просмотрели. Но главное: мы отдаем себе отчет в сложившейся ситуации. Да, возможно, ЕС не всегда оперативно реагирует на проблемы, но зато мы стараемся находить наиболее оптимальные решения и следовать им.
Господин посол, каковы ваши впечатления после полутора лет работы в России?
Честно говоря, приехав в Россию, у меня не было какого-либо шока. Безусловно, я увидел разность в подходах, в отношении к одним и тем же вещам.
Но в то же время я заметил, что у средиземноморских народов и россиян есть много общего. Например, эмоциональность, немного идеалистическое восприятие действительности.
Мне в России интересно работать, иначе зачем бы я здесь оставался? Иногда появляются серьезные вопросы, но без них жизнь неинтересна. Поэтому могу искренне сказать: да, я доволен, но был бы довольнее, если бы было чуть меньше работы (смеется).
Фернандо М. Валенсуэла
С 2009 года возглавляет представительство Европейского союза в России.
Свою дипломатическую службу Фернандо М. Валенсуэла начал в 1974 году в Бюро международных организаций и конференций Организации регионального развития. До этого он получил степень магистра права в университете Сарагосы; позднее - диплом в области международных отношений в дипломатической школе Мадрида и степень доктора наук в Университете Пари II.
На протяжении своей карьеры в МИД Испании господин Валенсуэла в основном отвечал за сотрудничество с международными организациями.
С 1991 по 1996 год он представлял Испанию при ООН. Затем три года был послом своей страны в Канаде.
На работу в общеевропейские структуры власти Валенсуэла перешел с наступлением нового тысячелетия.
В 2000-2005 годах он был заместителем генерального директора Европейской комиссии по вопросам общей внешней политики и политике безопасности, многосторонним делам, а также по связям со странами Северной Америки, Восточной Азии, Австралией, Новой Зеландией, ЕЭА (EEA) и ЕАСТ (EFTA). Потом, в течение четырех лет, он представлял Европейскую комиссию при ООН.
Дипломат в совершенстве владеет английским и французским языками. Фернандо Валенсуэла женат, имеет троих детей.
Николай Цуканов, губернатор Калининградской области:
- В 1994 году самый западный российский регион был выбран в качестве одного из приоритетов для технического содействия ЕС, и с тех пор здесь реализована значительная доля европейских проектов в России. В программу на 2000-2006 годы вошла специальная программа для Калининградской области с объемом финансирования - 25 миллионов евро. Самый масштабный трехгодичный проект с общим бюджетом 6 миллионов евро - "Развитие административного потенциала Калининградской области" - завершился в конце 2009 года. Благодаря ему положено начало "электронному правительству", внедрены современные формы бюджетного планирования и оказания государственных и муниципальных услуг населению. Очень важны для региона и такие инфраструктурные проекты, как строительство погранпереходов Чернышевское и Мамоново-2 на границах с Польшей и Литвой, реконструкция канализационных очистных сооружений города Гусева, который впервые финансировался на паритетных условиях Россия - ЕС 50 на 50 процентов.
Не менее важны и небольшие проекты, улучшающие жизнь людей по обе стороны границы, реализация которых стала возможной благодаря Программе Соседства Литва - Польша - Калининградская область РФ (2004-2006гг.). Например, создан международный реабилитационный центр для детей-инвалидов от 7 до 14 лет на базе санатория города Пионерска в партнерстве с реабилитационной больницей в польском поселке Америка. Хочу также отметить внедрение авторской методики и здоровьесберегающих технологий для школьников - результат сотрудничества калининградской и клайпедской школ.
Сейчас реализуется Программа приграничного сотрудничества ЕИСП Литва - Польша - Россия 2007-2013 гг. Ожидается, что в августе текущего года состоится подписание контрактов по ее проектам. Десятки миллионов евро будут вложены в четыре крупных инфраструктурных проекта на территории области. Это канализационные сети и очистные сооружения в районе нашего общего Балтийского моря, а также реконструкция участка трассы, ведущей к российско-польской границе. До декабря 2012 года завершатся проекты, финансируемые по линии Экологического партнерства Северного измерения и гранта от правительства Швеции (СИДА), - "Реконструкция системы водоснабжения и охрана окружающей среды Калининграда" и "Программа реконструкции сетей и сооружений водоотведения в малых городах Калининградской области".
Сергей Лавров, Глава МИД России:
- Столетия назад Россия прорубила окно в Европу. Теперь мы вместе с ЕС пытаемся широко открыть двери и беспрепятственно ходить друг к другу в гости. Тем более что все мы живем в одном большом общеевропейском доме.