Сегодня руководство России и ЕС проведут встречу, на которой снова обсудят самые значимые вопросы двусторонних отношений. Правда, многие из них уже несколько лет кочуют из одного саммита в другой.
Это касается и работы над новым Соглашением о сотрудничестве и партнерстве (СПС), и диалога по введению безвизового режима, и нюансов энергетического взаимодействия. На годы растянулось согласование всех деталей вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Торговые вопросы накануне саммита заиграли свежими красками, когда Москва пошла на полный запрет импорта овощей из Европы, где кишечная палочка стала причиной не одного смертельного случая. Непропорционально, необоснованно, перегнули палку, - была первая реакция в ЕС. В российской делегации только недоумевали, предложив провести на саммите эксперимент: дать участникам на выбор европейские и российские огурцы и посмотреть, какие будут есть.
Российская сторона не хотела обсуждать овощное эмбарго в Нижнем Новгороде, да и в ЕС не настаивали на включение вопроса в повестку дня. Но поскольку до сих пор Евросоюз не может найти источник распространения бактерии, делегации из Европы еще раз будет изложена позиция Москвы. Заключается она в том, что пока партнеры четко не скажут, откуда распространяется кишечная палочка, эмбарго будет действовать в полном объеме.
На ответные шаги ЕС не пошел, хотя некоторые эксперты предположили, что эмбарго может сорвать почти завершенные переговоры о вступлении России в ВТО. В российском руководстве, правда, сразу же дали понять, что здесь нет предмета для выбора - ради ВТО никто не собирается травить собственных граждан. Впрочем, европейская делегация, собираясь в Нижний Новгород, на словах была настроена вполне миролюбиво. "Я убежден, что наши переговоры помогут России преодолеть последнюю милю на пути в ВТО, куда она может вступить еще в этом году, и найти конструктивный выход из всех оставшихся озабоченностей", - заявил председатель Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу.
Свой вклад в переговорный процесс по вступлению России в ВТО сделал и премьер-министр Владимир Путин, накануне саммита проведя совещание по выработке позиции Москвы в этом вопросе. "В ходе переговорного процесса все сложные, подчас спорные вопросы на двусторонней основе сняты и решены, в том числе вопросы, связанные со вступлением России в Таможенный союз", - заявил он. Глава правительства сформулировал ряд тезисов, касающихся особенно важных для российской экономики сфер.
"Во-первых, вступление России в ВТО не означает автоматического полного открытия наших рынков перед иностранными товарами, и наиболее чувствительные позиции, безусловно, будут защищены более высокими ставками таможенного тарифа",- заявил Путин. "Во-вторых, Россия в полной мере сохранит возможность использования всех инструментов поддержки отечественных товаропроизводителей. Я имею в виду также широко применяемые странами ВТО специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры", - пояснил премьер.
Владимир Путин в очередной раз объяснил, зачем стране вступать в ВТО. Сейчас российские компании-экспортеры часто сталкиваются с разного рода ограничениями и недобросовестной конкуренцией на рынках других стран. Потери от этих ограничений составляют примерно 2,5 миллиарда долларов в год. Если же Россия наконец присоединится к ВТО, то российские производители и экспортеры смогут улучшить доступ товаров на третьи рынки и получить недискриминационный доступ на мировые рынки. Вступив в ВТО, Россия также получит доступ к отработанному, отлаженному механизму ВТО по разрешению торговых споров. "Это позволит отстаивать наши торгово-политические интересы на качественно новой основе", - заявил премьер.
Скорейшее вступление России в ВТО могло бы способствовать и заключению нового СПС. Пока же переговоры по базовому соглашению идут медленно из-за настойчивых попыток ЕС включить в документ более детализированные тексты по торговле и инвестициям. "Мы считаем темпы работы над базовым соглашением недостаточными. Эта работа может быть ускорена", - полагает помощник президента Сергей Приходько. Для этого лишь необходима политическая воля европейских партнеров.
С таких же позиций Россия выступает и в отношении введения со странами Евросоюза безвизового режима. "К политическому решению об отмене виз они пока не готовы", - по-прежнему вынужден констатировать Приходько. Европейцы не могут зафиксировать точные сроки, но переговоры продолжаются, и определенные подвижки есть, уверяют в Кремле, называя в качестве примера расширение практики выдачи многократных и многолетних виз.
Сейчас стороны уже дошли до стадии утверждения шагов, логическим завершением которых станет отмена виз. Их список должен быть утвержден на саммите. Хотя к критериям могут оставаться некоторые вопросы. Борьба с коррупцией - это замечательно, но как измерить, где та точка, в которой можно сказать, что коррупция побеждена и пора переходить к безвизовому режиму?
Вопросов к европейцам немало. Даже энергетическое сотрудничество, о котором традиционно больше любят говорить в ЕС, вызывает в Москве определенное беспокойство. На саммите Дмитрий Медведев намерен продолжить разговор о своих инициативах в области атомной энергетики, которые были поддержаны на недавней встрече стран "большой восьмерки". Российское руководство хочет поговорить с ЕС о развитии безопасной атомной энергетики и о тех препятствиях, которые стоят в Европе перед российскими компаниями. "Они испытывают некоторые ограничения при рассмотрении предложений по строительству объектов или поставкам топлива", - поясняют в российской делегации.
Традиционно на саммите зайдет разговор о вопросах урегулирования ситуации в горячих точках мира и замороженных конфликтах, которых становится только больше.