Российский музыкант из Германии приехал с камерным концертом на I международный Платоновский фестиваль - проект пилотный, нераскрученный. Участвовать в нем Могилевский решил еще год назад, едва узнал о планах организаторов.
- Лет в восемь я услышал оперу "Лампочка Ильича", написанную по произведениям Андрея Платонова моим большим другом, композитором Глебом Седельниковым. С тех пор имя писателя для меня не пустой звук, - рассказал Владимир Могилевский. - Да и замысел фестиваля показался интересным, в нем очень много личного, идущего от директора Михаила Бычкова. Это оригинально и хорошо. Фестивали, а их я за границей наблюдал много, зачастую стереотипны.
Для Воронежа пианист подготовил специальную программу, стремясь показать музыкальный контекст эпохи, в которую жил и творил Андрей Платонов:
- Кажущаяся пестрота композиций позволяет воссоздать то время и его идеи. Начало ХХ века и было таким "горячим", разностилевым. В русской музыке еще продолжалась "линия" Чайковского, но уже нарастали изменения. Поэтому я выбрал произведения традиционной романтической формы Лядова и Глиэра, а следом поставил Прокофьева, ученика их обоих, но - революционера, взорвавшего прежнюю эстетику. Вот самое яркое его произведение тех лет - "Сарказмы". Высмеивает все, что только можно. Вспомним тогдашние газетные карикатуры и шаржи, сатирические плакаты, Маяковского… Потом - Скрябин. С его символизмом и своеобразием, в чем-то схожим с языковой самобытностью Андрея Платонова. Ну и нельзя без Рахманинова!
Скупой на жесты, но крайне экспрессивный Могилевский брал, где допускали ноты, невероятный темп. В том числе в скрябинских прелюдии и ноктюрне для левой руки. Зрители вытягивали шеи, пытаясь рассмотреть, как пять пальцев и нога одного восседающего за роялем человека извлекают столько звуков, что хватило бы на маленький ансамбль.
Во втором отделении концерта он присоединил к импрессионистам Дебюсси и Сен-Сансу - тоже знаковым фигурам эпохи - несколько пьес незаслуженно, по его мнению, забытого поляка Морица Мошковского: "Ведь это был король салонного стиля, такие виртуозные миниатюры было модно исполнять в небольших аудиториях".
Так совпало, что на воронежском фестивале было сразу несколько пианистов российского и "советского" происхождения, ныне работающих в Германии. Кто-то преподает, кто-то переехал для удобства.
- Один абонемент в Европе, второй, третий… Само собой и вышло. А сейчас у меня наконец появился дом, где можно репетировать, никому не мешая. Некоторые наши, я знаю, пытаются в европейское пространство… внедриться… - объяснил Владимир, красноречиво перебирая в воздухе пальцами, - но для меня это никогда не было целью. Я дорожу тем, что вырос в российской культуре, сохранил гражданство - немцы в афишах меня обозначают именно как русского пианиста. К сожалению, на родине бываю не так часто, как хотел бы. И не подсчитаю навскидку, сколько лет не приезжал. Как-то так предложения складываются… Но если будет "спрос" - с радостью его, так сказать, удовлетворю.
Он признался, что любит русскую публику за серьезность и подготовленность ("Наверное, это национальная особенность воспитания, в других странах поход в филармонию нередко воспринимается как обычное развлечение, поэтому слушатели не включают извилины") и мечтает видеть в филармонических залах побольше молодых лиц:
- Я оптимист, на своих концертах вижу много молодежи и верю, что у других не хуже. Конечно, важна стоимость билетов - но очень многое зависит от самого артиста. Способен ли он увлечь. Гениальный Владимир Горовиц был очень любим и теми, кто классику не слушал вообще. На Горовица с восторгом ходили все - харизма! И программа важна: наверное, есть смысл отходить от строгой академичности. Не то чтобы отказываться от всем известных вещей - но брать и чуть в сторону. Даже у великих композиторов есть произведения, которые волей судьбы оказались в тени. Рапсодии Листа играют, а его поздние сочинения - нет. Из 32 сонат Бетховена исполняется пять-шесть, хотя прочие - такие же шедевры!
Владимир Могилевский дал в Воронеже благотворительный концерт (единственный на всем фестивале) и мастер-класс в музыкальном колледже. Сказал, что с удовольствием делает это при всякой возможности, - "молодежь должна приходить к настоящему. Иначе наступит конец света, о котором все говорят. В Европе на мои выступления приходили и панки, и рокеры - в своих этих куртках немыслимых, с прическами. Академический зритель шарахался! Но этих ребят нужно поддержать - они же просто понятия не имеют, что такое классика, и думают, что музыка скучна без дополнительного ритма. А взять Бетховена, Баха - ничего добавлять не надо, и без того энергия бешеная.
…На концерте в Воронеже юных лиц было немало. Пианиста четырежды вызывали на бис. Он учтиво кланялся - и, казалось, охотно садился обратно за рояль, чтобы добавить в "платоновский" вечер немного скоростного джаза. Вспомнилось, как он ответил на чей-то вопрос о страховании рук (дескать, страхуют же музыканты и актеры свои "рабочие органы"): "Для меня самым большим счастьем было бы продолжать играть до глубокой старости, как Горовиц или Рубинштейн. В этом моя жизнь. Что толку в каких-то компенсациях, если я потеряю возможность играть?.."
Справка "РГ"
Владимир Могилевский - исполнитель камерной музыки, лауреат и призер ряда международных конкурсов и фестивалей. Живет в Германии, гастролирует по Европе, выступал в Израиле и Южной Африке. Многим произведениям - не только малоизвестным - подарил вторую жизнь: к примеру, в 1998 году состоялась премьера Второго фортепианного концерта Чайковского в редакции Могилевского, основанной на оригинальной рукописи композитора.