10.06.2011 13:20
Культура

Группа "Среднерусская Возвышенность" дала в Москве концерт в третий раз за 10 лет

Культовая группа "Среднерусская Возвышенность" сыграла в Москве третий раз за десять лет
Текст:  Александр Томанов
Читать на сайте RG.RU

Группа "Среднерусская Возвышенность" - одна из самых необычных в отечественном роке.  Образовали ее художники, которые либо почти не умели играть на инструментах, либо владели ими нарочито плохо. Впервые группа появилась на сцене в середине 80-х и просуществовала всего несколько лет, дав тогда около десятка концертов. Затем было по одному выступлению в 2001 и 2006 годах. Несмотря на инструментальные изъяны, команда компенсировала их таким ярким шоу, что очевидцы не могут забыть его и по сей день.

Да и как забыть проект в духе концептуального арт-панка, наследовавший легендарному проекту "Мухомор" - лидер, автор идеи и песен СРВ Свен Гундлах (покинувший группу еще в конце 80-х) участвовал и в том знаменитом составе начала 80-х, который тоже объединял вдруг запевших художников.

Участники "Среднерусской Возвышенности" и прежде утверждали, что в поп-искусстве не нужно уметь играть и петь: достаточно вовремя произнести определенные слова и издать определенные звуки - и успех обеспечен. Можно сказать, что они делали примерно то, что сейчас называют словом "пиар", что они предсказали путь современной поп-музыки, но сами-то при этом получили совершенно другой результат.

Для определения того, что происходило на сцене, был придуман термин "группа симулятивного" рока" - подчеркивающий, что "русский рок", сделанный зачастую "на коленке", был как бы ненастоящим, что многие вещи в нем подразумеваются и додумываются, не существуя в действительности.

И вот "Возвышенность" снова на сцене.  На лейбле "Отделение Выход" готовится первенец - концертный DVD.

А теперь случился и первый за четыре года концерт "Возвышенности". Его открыл участник группы Никита Алексеев, естественно, художник, игравший когда-то на саксофоне, а теперь выполняющий функции "лектора": "К счастью или к несчастью, но наши песни вновь оказываются актуальными и востребованными. Пусть актуальным будет искусство, а не грубая реальность!".

Группа теперь называется "Песни Среднерусской Возвышенности" - ввиду того, что сама местность, послужившая в качестве названия, недавно исчезла с карты России. Участники "Среднерусской Возвышенности", господа в летах, но улыбчивые, бодрые и главное - живые. Намного живее, чем те "звезды", что пытается подсовывать нам телевидение. Играет группа, естественно не виртуозно, но вполне стройно. Очень радостно было видеть в ее составе профессионала - знаменитого исполнителя на духовых инструментах Александра "Фагота" Александрова ("Аквариум", "Звуки Му", "Три О"), да он и сам был радостен и энергичен. Сергей Воронцов в роли фронтмена хорош в первую очередь тем, что в его исполнительской манере едины артистизм, желание "поддать" эмоций и умение это сделать - если он форсирует голос, то вовремя, если делает жест - то тот, что соответствует моменту. Начали с хита "Галя, гуляй", закончили "Мама, налей мне чай". В середине "Шамбалайка", "Сексуальная контрреволюция" и так далее. Но изменения, конечно, неизбежны - недобрая ирония не то что бы осталась позади, но как-то отошла на второй план. А на первый вышло чистое удовольствие людей, поющих чуть неуклюжие, ужасно прилипчивые песни и странные предчувствия, которые в них звучат.

Гитарист/художник Никита Овчинников так рассуждает о репертуаре: "Песня "Серо-буро-малиновый звон", к сожалению, оказывается вечно актуальной. Этот звон, который все накрывает, и мы в этом состоянии плаваем, живем - это верно для нашей страны как тогда, так и сейчас".

Нечто подобное говорится и в песне "Четвертый сон Веры Павловны". Можно вспомнить и жутковатый шансон "По морю яко посуху":

Пока мы держали друг друга в объятьях

Террористы украли Черное море

И теперь от Стамбула прямо к нашим границам

По засохшей пучине ползет таракан…

Овчинников так резюмирует произошедшее: "Зачем и кому это сейчас нужно, совершенно непонятно. Но есть внутреннее, наверное, инфантильное ощущение, словно мы не доиграли во что-то такое очень важное".

Музыка