Рассмотрим повнимательнее актуальное летнее чтиво - книги, которые с удовольствием открывают взрослые люди, как для себя, так и для детей. Общее то, что на их страницах сконцентрированы черты этого времени года: страсть и изящная ирония, брызги морских волн и душистые ароматы полей. Добавим к этому разные повороты вечных тем в истории человека, который хотел сделать мир лучше; отставника, чья мечта о странствиях внезапно осуществилась; девушка с "неправильным" происхождением, обманутая уверенным в безнаказанности подлецом…
Дед Мазай и дельфины-пастухи
Отдельная глава ("Давай пофантазируем!") посвящена подводным городам будущего, по улицам которых будут двигаться подводные автобусы и мотоциклы (без вредных выхлопов), а вокруг раскинутся подводные сады и огороды. На лугах водорослей будут пастись рыбы, а дельфины станут пастухами… Проекты таких городов уже разрабатываются учеными и вполне могут стать реальностью в относительно близком будущем уже в этом веке.
В издание включено более сотни красочных репродукций картин и цветных фотографий.
В оформлении книги использованы картины К. Брюллова, А и В. Васнецовых, О.Кипренского, И. Левитана, Б. Кустодиева, И. Шишкина и других русских художников.
Справедливость vs милосердие
Как гласят древние легенды, когда-то мужчина и женщина были одним существом, но поскольку они разделились, то произошло и неявное разделение литературы - на брутальную мужскую и эмоционально-насыщенную женскую. Периодически возникают попытки скрестить эти две разнополые ветви вместе. Яркий пример - новая книга-перевертыш Олега Роя и Дианы Машковой "Он & Она" (Эксмо). В романе описывается авантюрная история, связанная с бракоразводным процессом персонажей высшего света, но при этом предлагаемая читателю в двух вариантах-позициях - мужской и женской.
Начнем с женской: жила-была Анна Котова, бизнес-леди и владелица гламурного телеканала. Она выросла в преуспевающей семье, неформальной главой которой была мама, когда-то усвоившая простую истину - "в стране мужского шовинизма сделать блестящую карьеру женщине не дано". Времена отчасти изменились, но именно мама вырастила из Анны этакого мужика в юбке. Да, в облаках Анна не витала - собственный папочка, крутой бизнесмен, который представал перед людьми "в образе льва, превращается дома в ягненка". Соответственно, и муж Анны, депутат и богач, оказался по характеру слабее жены. Став одним из людей, формирующих взгляды миллионов телезрителей, владелица телеканала начала быстро меняться, окружая себя по долгу службы невероятной роскошью. И вот, по мнению Анны, настала пора и официально расстаться с окончательно опостылевшим мужем. Тем более, что в брачный контракт она когда-то включила заветный пункт о расплате за измену. Цена вопроса - сотни миллионов долларов…
Теперь обратимся к мужской версии: "Антон на полном серьезе считал, что похож на героев…боевиков - столь же невозмутим, уверен в себе, неотразим и так же всегда выходит победителем из самых затруднительных ситуаций". Когда он, будучи еще простым наемным менеджером, женился на Анне ради денег и связей ее отца, то вытащил счастливый билет - ему создали свой бизнес, помогли стать депутатом. Антон пошел в гору, в политике и бизнесе, и теперь надоевшая жена была вроде и ни к чему. Но вот тот самый пункт в брачном контракте насчет расплаты за измену теперь может оказаться для кого-то из супругов весьма зловещим…
Одна из затронутых проблем остается актуальной и по сей день - может ли человек быть в чем-то виноватым только в силу своего происхождения? История девятнадцатилетней девушки, немки по происхождению, которую местный парень счел возможным обмануть, считая, что если она немка по происхождению, то почти и не человек. "...рядится в недотрогу, немчура, а сама-то!". Где ей искать теперь помощи?
"- Фамилия? - Аэлита Гасс. Мой отец - немец, но он не воевал, - поспешила заметить девушка, - мы давно живем здесь…
Пристально взглянув на посетительницу, Борис Николаевич отметил, что она стесняется своего происхождения. Ему, фронтовику, в эти первые послевоенные годы практики приходилось сталкиваться с поволжскими немцами чаще в роли потерпевших. Народный гнев и презрение преследовали их, вымещая боль утрат и потрясений еще тлевшей в людских сердцах войны".
Суровый, но честный служитель закона поможет девушке с новейшим советско-фантастическим именем и старой немецкой фамилией увериться в том, что справедливость существует. А почти документальный рассказ "Нина", с которого когда-то начала создаваться эта книга, свидетельствует, что справедливость и милосердие совсем не обязательно должны противоречить друг другу. Молодая женщина после ранения и обморожения не может иметь детей и в полном отчаянии похищает маленькую девочку из семьи советских немцев - мало того, что они по происхождению родня врагам, так еще и судьба наградила их потомством, тем счастьем, в котором упорно отказывает героине рассказа. Конечно, несчастную Нину нашли, дочку вернули родителям. Но прокурор, проникшись неожиданным состраданием, - "Так может смотреть смертельно пораженный, убитый горем человек, которому нечего терять…" - помог женщине не только избежать суда, но и законно усыновить ребенка, преодолев формальные препятствия: инвалидам войны права на усыновление не давали.
В кого верят люди и киборги?
…Жил в современной Америке Джереми Смит, обычный неудачник, бездельник, по причине лени постоянно меняющий работу. Однажды он поспорил с собутыльником, что поцелует папу римского… И как-то так вышло, что возможности забыть о пари у него не оказалось. Сначала Джереми пробрался на трансатлантический лайнер, а затем автостопом двинулся в Вечный город. Оказавшись в Риме, этот не слишком цивилизованный персонаж отправился в книжную лавку: "Маленький магазинчик, без всякого названия - просто "Книги", и все. Джереми Л. Смит купил в этом магазине книгу: "Папы: все, что нужно знать". Ведь вам знакомы такие книги, вы даже покупаете их. Вы учитесь по ним жить. "Весь Ницше за 90 минут", "Умберто Эко для чайников"… Вы читаете краткое содержание "Войны и мира" и знаете Толстого лучше, чем изучающие его годами. Это знание вы почерпнули из брошюрки "Толстой: полное собрание сочинений на 60 страницах"…
Пока Джереми читал, папа римский умер. Незадачливый спорщик, проскользнув между VIP-персонами, пробрался на торжественную церемонию прощания и поцеловал покойника в лоб. Тот воскрес - в самом что ни на есть прямом эфире, обеспечив шок зрителям и серию инфарктов кардиналам. Однако римская курия быстро оправилась от потрясения, и Джереми начал свой непростой путь в современные мессии. "В какой-то момент понимаешь, что творить добро гораздо интереснее, чем зло".
Парадокс - ты почти всесилен, ты знаешь о чужих замыслах, о том, что случиться с тобой и твоим ребенком, но при этом бессилен изменить мир, живущий по своим законам и нуждающийся ни в твоих чудесах, ни тем более - в твоей истине. Выстрел, торжественные похороны… Маленький ребенок, в котором течет твоя кровь, но при этом нет ни тени твоих способностей, готовится кардиналами к роли очередного святого. Воспоминания свидетелей, общавшихся с Джереми, подправляются в благостную сторону и превращаются в товар. Спешно изготавливаются сувениры, снимаются фильмы и телепередачи, пишутся статьи и книги. И впрямь наш мир слишком похож на картины Босха.
А тем временем неунывающий Скоренко завершил, говорят, новую книгу с еще более жизнеутверждающим названием "Законы прикладной эвтаназии"…
Итак, будущее со всеми своими космическими атрибутами, но людьми, похожими на нас с вами, к тому живущим в отнюдь не сказочной реальности, всего "усовершенствованной" при помощи техники действительности. В этом отчасти пародийно-космическо-авантюрном романе две сюжетные линии, описывающие приключения "наших грядущих соотечественников" и "зарубежных" (хотя какая теперь в космическая далях зарубежность?) неудачников-пиратов, тщетно старающихся урвать свой кусок материального счастья.
Пьянство - зло даже в будущем. Почтенный отставной космодесантник Станислав Федотович однажды снарядился в гости к другану-интенданту, жуликоватому, как и положено тому по должности. Посидели, покалякали, крепко приняли… А наутро Станислава поджидала не только головная боль, но и свеженький договор о приобретении в рассрочку космического корабля вкупе с закладной на собственную квартиру (иначе откуда деньги на кораблик-то?). Мало того: все в том же невменяемом состоянии, Станислав умудрился нанять пилота и урвать госзаказ на доставку группы ученых куда-то к черту на рога… то есть, на планету номер 245…
От таких новостей у бедняги даже похмелье прошло, но по-настоящему весело становится, когда путь новоиспеченного капитана и взятых им на борт "биолухов" пересекается с прихотливой траекторией бывшего полицейского, а ныне пирата, который только что захватил крупный приз - пять сотен дорогущих декоративных куриц с Малой Медведицы. Вот только шансов сбыть элитных клуш в пограничных мирах нет совсем...
Галактический Флинт зол, изнуренный причудами интеллектуалов перевозчик живого ученого груза - тем более. "Стычка малотоннажных кораблей обычно начинается с того, что кто-то первым - интуитивно или за счет лучшей реакции - выпускает ракеты, за тем следует залп противника, обе команды начинают усиленно молиться всем известным богам, святым и просто "спруту" (системе противоракетной обороны) (последнее попахивает язычеством, но, как говорится, под ракетным прицелом даже среди роботов не бывает атеистов)".