"За что я люблю "Кинотавр", так это за непредсказуемость", - вырвалось у президента Открытого российского кинофестиваля Александра Роднянского, когда все награды были розданы.
Решение жюри под председательством Александра Миндадзе на самом деле обескураживало. То, что главный приз "Кинотавра" за лучший фильм достается "Безразличию" Олега Флянгольца - практически учебной короткометражке, снятой двадцать лет назад, в 2011 году дополненной мультфильмом и графикой, и вдруг, как в сказке, оказавшейся в дамках, настолько вытянуло лица собравшихся на церемонии в сочинском Зимнем театре, что режиссеры телетрансляции вынуждены были спешно разворачивать камеры из зрительного зала на сцену. Где стоял председатель жюри и, предвидя целый ряд вопросов, объяснял, что порыв продиктован ностальгическими соображениями, и награда дается за предоставленную возможность вернуться в прошлое. За то, что благодаря фильму они смогли попасть во времена своей молодости, когда люди молились другим богам. "В этой картине мы разглядели и самих себя, и то время, когда кино развивалось по законам искусства, а не деньги были главными", - суммировал Александр Миндадзе. Более юная часть аудитории, родившаяся уже после шестидесятых, склонялась к мнению, что в те годы альтернативного пути развития кино просто не было, а картина "Безразличие" хороша главным образом тем, что предоставляет шанс увидеть играющего в ней молодого, еще с волосами, Федора Бондарчука. Из человеческого любопытства к его старому имиджу, не подкрепленному киноведческим интересом.
Это что касается главного приза, ставшего неожиданностью для всех, включая самого режиссера Олега Флянгольца, улетевшего из Сочи раньше церемонии награждения и потому пропустившего все дифирамбы в свою честь. (Когда лидер очевиден и претендент на главный приз более-менее ясен, его самолет все-таки стараются притормозить.)
А вот то, что без награды из Сочи не уедет Бакур Бакурадзе с "Охотником" (ему присудили второй по значимости приз "Кинотавра" за лучшую режиссуру), было вполне предсказуемо. Вовсе не из-за того факта, что Миндадзе и Бакурадзе соотечественники, в национальных традициях которых всегда поддерживать друг друга "на чужбине", а по причине очень схожей манеры киноизъяснения и во многом идентичной киностилистики позднего Миндадзе и раннего Бакурадзе, снявшего свой только второй фильм. Но уже после первого, также награжденного на "Кинотавре" 2008 года "Шультеса", успевшего, похоже, заработать себе легкое головокружение от обрушившихся комплиментов и заодно манию величия средней тяжести. Это судя по тому, с какой старательностью он возводит в традицию позволять себе в принципе не думать о темпоритме собственных фильмов, хронометраж событиям давая ровно такой же, какой имеет место быть в реальной жизни. Например, его герои завтракают. Пока глава семейства целиком не почистит себе и своему ребенку яйцо, не съест это яйцо, и его жена не помоет посуду, дальше мы не двинемся. И такая педантичная любовь к естественному ходу вещей прослеживается во всем. При всем при том фильм действительно хороший - с атмосферой, с суровой правдой жизни, с четкой авторской позицией и крепкой режиссерской рукой (подробно о картине рассказывалось в "РГ" за 10 июня), но уж со слишком затянутым монтажом, подвластным для просмотра только избранным синефилом.
Создатели другого триумфатора "Кинотавра" - фильма "Упражнения в прекрасном" - ни на секунду не забывали о существовании зрителя в природе. Старания их были оценены по достоинству и публикой, и жюри: приз им. Григория Горина за лучший сценарий - Виктору Шамирову, Гоше Куценко, Константину Юшкевичу, приз за лучшую мужскую роль - Константину Юшкевичу (хотя по справедливости его тоже надо было делить на всех троих). Динамичная и эксцентричная картина - из жизни антрепризного коллектива на гастролях по российским городам и весям. Театральное закулисье оказывается настолько богато на трагикомичные ситуации, что по интенсивности драматизма затмевает собой самые яркие рукотворные спектакли, которые способен поставить самый гениальный режиссер. "Так сложилось, что среди актеров проходит вся моя жизнь, - рассказывал один из них, режиссер Виктор Шамиров. - Я среди актеров не встречал ни одного плохого человека. Это трехлетние ангелы, которые, правда, делают вид, что прочли какие-то книги..."
Собственно, и все происходящее на "Кинотавре" напоминало одно сплошное "упражнение в прекрасном", смешавшее все будни с праздниками и покрывшее все творческие разногласия ровным слоем бронзового загара.
Хотя это, конечно, намеренная гиперболизация в целом положительного настроения фестиваля. Ведь из трех тысяч участников "Кинотавра" и шестисот представителей аккредитованных на разных условиях СМИ (и это только по предварительным подсчетам), мало кто мог похвастаться действительно интенсивным сочинским загаром: программа была настолько насыщенна, что тратить время на лежание под солнцем выглядело просто кощунством. Десятки кинопрограмм помимо конкурсных (стартующих в десять утра и заканчивающиеся за полночь), защиты проектов на питчинге, "круглые столы", мастер-классы, форум с глобальной проблематикой "Кино России 2020", кинорынок, брифинги, ночной фестиваль сверхкороткого фильма и ночи пожирателей рекламы со звездами мирового кино в роликах, плюс заутренние теннисные турниры и футбольные матчи, - событий, уместившихся в одну неделю, с лихвой хватило бы на полгода. О наиболее интересных из них, способных в будущем повлиять на развитие киноотрасли в целом, "РГ" еще расскажет подробнее.