СМИ переполнены информацией о том, что в минувшую пятницу в Париже без лишнего шума был подписан контракт о начале строительства для России первых двух вертолетоносцев типа "Мистраль". Похоже, молва опередила событие.
Пресс-служба "Рособоронэкспорта" выступила со специальным заявлением. В нем говорится: "В связи с публикациями в СМИ и широким общественным резонансом, сопровождающим реализацию проекта закупки для Военно-морского Флота России десантно-вертолетных кораблей-доков (ДВКД) "Мистраль", сообщаем, что переговорный процесс находится в завершающей стадии в рамках достигнутых ранее договоренностей. В настоящее время продолжается этап технического оформления контракта". Какие-то более развернутые комментарии "Рособоронэкспорт" давать категорически отказался.
Действительно, контракты такого масштаба, как правило, готовятся в тиши рабочих кабинетов. А заключаются они перед объективами фото и телекамер, при огромном стечении прессы и в торжественной обстановке.
Слух о том, что 10 июня в Париже Россия и Франция заключили контракт, согласно которому на верфях Сен-Назера уже в этом году начнут строительство первого "Мистраля" для нашей страны, распространила в субботу французская газета La Tribune. Было также сообщено, что Франция не будет передавать России передовые судостроительные технологии, а также ноу-хау систем боевого управления веротолетоносцев. Это вызвало негативную реакцию целого ряда отечественных СМИ. Вот, мол, мы к ним с полным доверием, а они обманули! Однако не все так драматично.
"РГ" удалось выяснить, что основные переговорные процессы сейчас идут в Москве, а не во Франции, они вступили в завершающую и очень напряженную фазу, что, кстати, фактически подтверждает заявление пресс-службы "Рособоронэкспорта".
Название свое первый корабль из серии универсально-десантных получил по имени очень сильного и очень холодного северо-западного ветра, дующего временами на Средиземноморском побережье Франции. Можно сказать, название оказалось символичным. Как только страсти вокруг контракта века начинают закипать, наступает их охлаждение. Конечно, вся история с "Мистралем", можно сказать, из ряда вон выходящая. О намерении купить конкретный боевой корабль было объявлено публично до того, как об этом поставили в известность даже "Рособоронэкспорт". Так не делается. Дальше пошла какая-то мало понятная чехарда с организацией переговорного процесса. Фактически готовить очень сложный и объемный контракт начали в самом конце 2010 года. С учетом того, что подобные соглашения вынашиваются и оттачиваются годами, известие о том, что переговоры вступили в завершающую фазу, можно считать настоящей сенсацией.
По мнению руководителя Центра анализа стратегий и технологий Руслана Пухова, к настоящему времени подготовлено некое рамочное соглашение. То есть определена принципиальная договоренность сторон о формах, направлениях и условиях сотрудничества по реализации, без преувеличения, грандиозного российско-французского судостроительного проекта. Вполне возможно, контракт будет заключен на следующей неделе. И то его нельзя будет считать окончательным. Он просто откроет возможность начать строительство во Франции для российского ВМФ первых двух десантных вертолетоносцев.
Как считают эксперты, их оснастят тем же навигационным оборудованием и боевой системой управления, которые ставятся на базовые корабли для ВМС Франции. Вопрос о передаче технологии производства аналогичных систем России будет еще обсуждаться. Также предстоит решить вопрос о вооружении десантных кораблей-доков. Скорее всего, на "Мистрали", предназначенные для передачи нашим ВМФ, установят артиллерийские, противолодочные и зенитно-ракетные комплексы российских разработок. Отечественное оружие такого типа ни в чем не уступает западным образцам. Практически решено, что базовыми вертолетами на наших "Мистралях" станут Ка-52 "Аллигатор".
Озвучена, хотя и не подтверждена официально цена контракта - 1,2 миллиарда евро. Это вполне приемлимая сумма для начала строительства. Если все пойдет нормально, то следующие два десантных корабля, строительство которых предполагается на верфях Объединенной судостроительной корпорации, обойдутся военному бюджету России значительно дешевле.
Следующая неделя обещает быть богатой на различного рода сенсации в области военной техники и военно-технического сотрудничества между различными странами. В пригороде Парижа открывается аэрокосмический салон Ле Бурже - 2011, и во Францию с официальным визитом прибудет премьер-министр Владимир Путин, которого будет сопровождать министр обороны Анатолий Сердюков.