Результаты последнего исследования 57-летнего художника и реставратора из города Тревизо Лучиано Бузо вновь спровоцировали полемику вокруг одной из наиболее эмоционально обсуждаемых христианских реликвий - Туринской плащаницы.
По преданию, именно в этот покров было завернуто тело Христа после того, как Его сняли с креста на Голгофе. Бузо с уверенностью утверждает, что Туринская плащаница, в настоящий момент хранящаяся в соборе Святого Иоанна Крестителя в Турине, была на самом деле воссоздана великим итальянским художником Средневековья Джотто. Таким образом, плащаница имеет скорее художественную, чем религиозную ценность.
О подробностях этого сенсационного открытия "РГ" попросила рассказать самого Лучиано Бузо.
Российская газета: Подлинность Туринской плащаницы уже не раз подвергалась сомнению, однако все прежние теории были успешно оспорены. Что побудило вас, несмотря на "неудачи" ваших предшественников, взяться за эту тему?
Лучиано Бузо: В 2005 году мною было сделано уникальное научное открытие, результаты которого были изданы в 2011 году в книге под названием "Подписи и даты, скрытые в произведениях искусства от Джотто до наших дней". Мое исследование делает акцент на практику использования в живописи специальной художественной пленки, за которой таятся различные надписи: авторские метки, подписи, а также точные даты создания произведений искусства. Результатом моих изысканий стало появление на свет огромного количества документов, подтверждающих наличие специальных письменных кодов, шифров в творениях практически каждого художника, начиная от Джотто ди Бондоне и заканчивая Леонардо да Винчи, Рафаэлем, Джорджоне, Тицианом, Ван Дейком, Тьеполо, Франческо Гуарди, Франческо Хаейсом, Камилем Коро, Тулуз-Лотреком и так далее.
Кстати, последние несколько лет я и сам использую технику скрытых надписей в моих собственных работах.
Сегодня в досье Джоконды во французском Лувре хранятся подготовленные мною научные документы, которые с точностью указывают на то, что этот шедевр был создан в 1501 году. Благодаря обнаруженным мною скрытным надписям, мне удалось привлечь внимание ко многим, ранее не выставлявшимся произведениям, сыгравшим важную роль в становлении, например, такого художника, как Густав Климт, а также к неизвестным картинам Рафаэля, созданным художником в 1507-1508 годах.
Во время своего выступления на презентации вышеупомянутой книги "Подписи и даты, скрытые в произведениях искусства от Джотто до наших дней", состоявшейся в узком кругу экспертов 5 марта 2011 года, я взял на себя обязательство изучить истинное происхождение Туринской плащаницы. Этот шаг был сделан мною намеренно и осознанно. Дело в том, что в последнее время все чаще и чаще появлялись теории многих признанных историков, приписывающих авторство плащаницы великому Леонардо да Винчи. Учитывая мой обширный опыт в изучении многочисленных скрытых надписей, для меня не составило практически никакого труда определить имя настоящего автора Туринской плащаницы. Более того, я никогда не обращал внимания на неудачи других, а предпочитал сосредоточено работать над этим исследованием, используя накопленный мною многолетний опыт и навыки.
РГ: Вы работали непосредственно с плащаницей? Как вам удалось договориться о проведении нового исследования с католической церковью? Где именно проходила ваша работа над плащаницей, и был ли у вас куратор со стороны Ватикана. Использовались ли в процессе работы специальные средства - химикаты, мощные микроскопы?
Бузо: Принимая во внимание, что мои исследования уже не раз доказывали наличие художественной пленки, скрывающей определенные надписи, сделанные авторами как до, так и после создания произведения, свою последнюю теорию я построил исключительно на изучении официальной фотографии плащаницы. Эта фотография мне была любезно предоставлена Архидиоцезом Турина. Работал в своей мастерской, без чьей-либо помощи или кураторства. В ходе этого исследования мне понадобились лишь те методы, которые были мною уже использованы во время изучения других произведений искусства. Я смог вполне обойтись без помощи каких-либо химических соединений, в том числе потому, что в этом не было никакой необходимости. Обнародованные мною надписи проглядывались уже на поверхности.
РГ: Обращался ли к вам с просьбой Ватикан скрыть результаты исследования?
Бузо: До сегодняшнего дня я не был удостоен такой чести, и никто из представителей Ватикана со мной на связь пока не выходил.
РГ: К каким результатам вы пришли? Как вам удалось с такой точностью разгадать "загадку Джотто", учитывая, что у вас не было прямого доступа к объекту исследования? Вы держали когда-либо плащаницу в руках или все ваши выводы носят умозрительный характер?
Бузо: Как я уже заметил выше, мне вовсе не нужно было прикасаться к плащанице. Качественного фото было вполне достаточно, что разгадать этот код. Хочу подчеркнуть, что мои научные исследования по определению не могут нести никакого абстрактного или умозрительного характера. Совсем недавно мною были обнародованы результаты другого моего исследования в отношении ранее не выставлявшегося произведения Джотто, датированного 1315 годом. Произведение называется "Святой францисканец демонстрирует младенца Иисуса". Это исследование было также проведено только на основании фотографии (без специального научного вмешательства), на которой были видны некоторые скрытые коды в виде большой буквы "G" - начальной буквы имени Джотто (Giotto), цифры 15, скрывающей под собой 1315 год, а также можно было разглядеть полностью имя "Джотто". Любые сомнения в отношении сделанных мною выводов могут быть с легкостью развеяны с помощью целого ряда важнейших документов, подтверждающих, что почерк на этом произведении Джотто, который находится под скрытыми надписями, аутентичен тому, который был мною выявлен на плащанице.
РГ: На ваш взгляд, почему именно Джотто ди Бондоне из всех великих мастеров того периода выпала такая честь переделать погребальный покров Христа? И что вообще вам известно об этом человеке?
Бузо: Я абсолютно убежден в том, что такой художник, как Джотто, более чем заслужил высокое доверие воспроизвести Туринскую плащаницу. Могу также с полной уверенностью заявить, что творчество Джотто стало объектом моих самых "одержимых" исследований.
РГ: Известно, что Римская католическая церковь официально не признает Туринскую плащаницу в качестве реликвии, однако ее важность в описании страданий Христа все-таки не умаляет. Тем не менее своей сенсационной теорией вы рискуете вызвать гнев сотен тысяч верующих на земле, для которых плащаница является настоящей христианской реликвией. С их стороны уже последовала какая-либо реакция?
Бузо: Я первым и напрямую испытал на себе реакцию христианского мира на мое исследование и даже получал письма от верующих. Как христианин, могу от своего имени только сказать, что я и сам в каком-то смысле ошеломлен, разочарован и даже чувствую себя немного раздосадованным. Я с пониманием отношусь к многообразию мнений на этот счет. Тем не менее нам нужно быть готовыми к подобным научным открытиям, поскольку именно в них заключается наше будущее. На моей практике это далеко не первый раз, когда изучаемым мною произведениям искусства присваивается авторство того художника, который не имел в действительности никакого к нему отношения. Что касается Туринской плащаницы, то нам нужно привыкнуть к той мысли, что ее автором был не кто иной, как Джотто. Полагаю, что копия покрова была заказана художнику, поскольку подлинник попросту обветшал. Этот шедевр Джотто достоин, к слову, не меньшего почитания, чем любое распятие, отражающее великие мучения Христа.
РГ: Намерены ли вы и дальше продолжать подобные исследования? Если да, то какое произведение искусства вы планируете выбрать в качестве следующей "жертвы"?
Бузо: Мои исследования на этом, безусловно, не закончены. История живописи должна быть точной наукой. Принимая во внимание тот факт, что мною были изучены 700 лет истории искусства, мне ничего не остается, как вернуться чуточку назад. Возможно, на этот раз я возьмусь за творчество учителя Джотто - Чимабуэ, который, вне сомнений, был тем, кто передал своему ученику эту неповторимую технику скрытых надписей.