На прошедшем в Нижнем Новгороде последнем заседании Госсовета президент РФ Дмитрий Медведев обратил внимание на отсутствие порядка в утилизации мусора. Недовольство главы государства фактурой и цифрами наполнил первый зампредседателя Совета Федерации Александр Торшин, который выступил на Госсовете с сообщением. О чем речь и как выходить из мусорного пике, корреспонденту "РГ" Торшин рассказал накануне сегодняшнего заседания оргкомитета Всероссийского форума "Экололгия. Инновации. Среда обитания".
Российская газета: Насколько я понимаю, вы решили не раскачиваться после Госсовета, и начать воплощать идеи и пожелания президента в жизнь. Когда пройдет форум и о чем там будут говорить?
Александр Торшин: Экологический форум откроется 21 июня. А на сегодняшнем заседании оргкомитета нужно обсудить некоторые вопросы, чтобы форум не скатился к говорильне, а стал важным с практической точки зрения. Сейчас в стране существует более 20 тысяч различных организаций, тем или иным образом вовлеченных в процесс утилизации отходов.
Эти организации никак не объединены, не имеют возможности вести бизнес по единым стандартам. Многие из этих организаций коммерчески несостоятельны и содержатся на средства местных бюджетов. Соответственно, они не могут развиться до уровня крупных федеральных компаний и не имеют возможности привлекать серьезное финансирование для своей модернизации.
Необходимо инициировать поправки в Закон "Об отходах производства и потребления" и другие нормативные акты для экономического стимулирования этой сферы.
РГ: Но неужели у нас так все плохо, что необходимо на государственном уровне регулировать "мусорные" вопросы?
Торшин: Да. Ежегодно в России образуется около 40-50 миллионов тонн твердых бытовых отходов. При этом уровень их переработки не поднимается выше 10 процентов и, соответственно, практически все они подлежат захоронению.
Многие из этих материалов опасны для экологии, поэтому в большинстве развитых стран установлена ответственность производителя за переработку отслуживших товаров экологически безопасным способом. Цена импортируемой в Россию готовой продукции уже включает затраты на ее переработку. Таким образом, российский потребитель вынужден дважды платить.
РГ: Какие меры нужно принять в первую очередь?
Торшин: С моей точки зрения, необходимо установить ответственность производителя продукции за ее удаление экологически безопасным способом. Такая ответственность уже заложена в подготовленном Минприроды России проекте изменений в закон об отходах.
Одновременно надо создать специальный фонд обращения с отходами, который будет аккумулировать средства зарубежных производителей готовых изделий и продукции, подлежащей переработке, и направлять их на организацию экологически безопасного удаления.
РГ: То есть, если я правильно понимаю, стоит задача создать общую систему управления отходами?
Торшин: Совершенно верно. В Совете Федерации мы определили основные условия создания такой индустрии в стране. Это введение расширенной ответственности производителя или импортера продукции, применение новых технологий.
РГ: Какие функции должен взять на себя будущий Союз переработчиков мусора?
Торшин: Их несколько: формирование специальной отрасли, проведение общественной экспертизы отраслевых проектов и программ, осуществление общественного контроля.
Нужно использовать возможности международного сотрудничества для модернизации российских инфраструктур по отходам и одновременно развивать собственные технологии.