До конца будущего года все бюджетные организации и многие частные предприятия будут обязаны пройти энергетическое обследование, получить энергопаспорт и обновлять его каждые пять лет. Такие требования выдвигает федеральный закон "Об энергосбережении". Времени остается все меньше, однако заинтересованные стороны рассчитывают, что минэнерго в ближайшее время внесет корректировки в закон.
Исследования показывают, что при эксплуатации типовых зданий на Урале порядка 30 процентов тепловой энергии расходуется впустую - как говорится, на обогрев атмосферы. Ежегодно в Свердловской области "в трубу" вылетает от трех до четырех миллионов тонн условного топлива. Для сравнения: это примерно десятая часть всех углеводородов, потребляемых в Свердловской области.
Подобное "энергетическое транжирство" - это опасная болезнь экономики. И если уж говорить языком медицины, то энергопаспорт выступит в роли амбулаторной карты пациента - каждого здания. О том, как будут проводиться осмотры и кто выпишет "рецепт", шла речь на "Совете экспертов" в редакции уральского филиала "Российской газеты". В нем приняли участие начальник отдела энергосберегающих технологий министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области Александр Чистяков, доцент кафедры "Энергосбережение" УрФУ Яков Щелоков и исполнительный директор СРО энергоаудиторов Дмитрий Серебряков.
Российская газета: Сколько в Свердловской области учреждений, обязанных пройти обязательные энергетические обследования?
Александр Чистяков: В соответствии с законом об энергосбережении аудит обязаны, во-первых, пройти органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации с участием органов госвласти и муниципалитетов, то есть все бюджетные учреждения. У нас около тысячи областных организаций и 6,5 тысячи муниципальных. Во-вторых, организации, которые осуществляют регулируемые виды деятельности, - ресурсоснабжающие. Наконец, предприятия промышленного сектора, которые тратят на электроэнергию более десяти миллионов рублей в год.
РГ: Таких много?
Яков Щелоков: Да. Даже более-менее крупные торговые центры попадают в эту категорию, не говоря уже о крупных промышленных предприятиях. Мы сейчас говорим о тех, кто обязан провести обследования. Но в законе сказано, что все предприятия, которые покупают энергетические ресурсы со стороны, тоже должны его пройти. Для них энергоаудит, правда, называется добровольным. Возможно, лишь пока.
РГ: Какую задачу при этом ставит закон?
Чистяков: Государство говорит: давайте начнем с себя, чтобы остальные смотрели и подтягивались. Но основная задача не в этом. Например, прежде чем лечить человека, его надо обследовать, причем не просто температуру измерить, но и какие-то анализы взять, чтобы понять, насколько серьезно он болен. Задача энергоаудита - поставить диагноз и назначить "лечение", то есть программу энергосбережения, реализация которой позволит сократить потребление энергоресурсов. Для бюджетной сферы - на три процента в год. Для всех остальных энергоаудит - это повод задуматься о том, насколько рационально они потребляют энергию. Чтобы, глядя на цифры, руководители могли понять, что реализация программ по энергоэффективности позволит снизить затраты, стать более конкурентоспособными.
Щелоков: В министерстве энергетики РФ, куда стекаются все паспорта, анализируют информацию по 12 параметрам, например, по объему потребления, по его динамике. Все эти данные должны вноситься в единую информационную систему. Ее, правда, пока еще нет.
РГ: Закон предписывает завершить составление паспортов к 31 декабря будущего года. Успеют ли пройти аудит все, кто обязан это сделать?
Чистяков: Надо подумать о другом: о том, какие подходы у руководителей этих организаций. Встанем на позицию бюджетного учреждения. Допустим, я - директор школы и должен провести аудит. Если мне дали на это деньги, все очень просто: я объявлю конкурс и проведу его. Но, чтобы мне дали деньги, я должен об этом позаботиться заранее: включить расходы на обследование в смету школы, подать заявку в управление образования. Это необязательный для меня документ, я мог забыть об этом или, что еще более вероятно,- и не знать. А при согласовании сметы расходы мне могли и сократить. Я уверен, что у многих бюджетных учреждений деньги на энергоаудит не предусмотрены. Все это говорит о том, что как минимум половина из них его не пройдет.
Совсем другая позиция у директора крупного предприятия, которому денег просить не у кого. Сколько требуется на проведение аудита? Например, шесть миллионов рублей. А каков размер штрафа за неисполнение закона? Согласно Административному кодексу, 250 тысяч. Многие согласны платить эти штрафы - так дешевле.
Щелоков: Не совсем. В апреле вышло постановление правительства о правилах контроля за соблюдением этого закона. Там четко прописано, что проверка должна проводиться дважды в течение трех лет. Что касается внеплановых проверок, то их можно устраивать хоть каждый день - если очень нужно, то формальный повод найдется. Например, это может быть жалоба потребителя.
РГ: Сколько предприятий на Среднем Урале уже получили паспорта?
Щелоков: Сегодня в Свердловской области готово только шесть энергопаспортов.
Дмитрий Серебряков: В масштабах России подготовлено всего 160 паспортов, 90 из них зарегистрированы в федеральном министерстве энергетики и только четыре там приняты. И это при том, что энергоаудитом в стране занимаются более четырех тысяч компаний, они объединены в 88 саморегулируемых организаций.
Просто, по русской традиции, многие откладывают обследование на потом. Если так пойдет и дальше, в 2012 году нас ждет настоящий бум. А если будет ажиотаж, цены взлетят. Кроме того, появится много фирм-однодневок, которые пообещают заполнить паспорт за три дня и за небольшие деньги.
РГ: Получается, проблема только в русском "авось"?
Серебряков: Не только. Технологию проведения обследований Минэнерго отдало на откуп СРО, мы сами должны разработать инструкции по заполнению паспорта, а то, как в министерстве будут принимать эти документы, - вообще непонятно.
В итоге некоторые заказчики да и аудиторы почему-то решили, что можно отделаться экспресс-обследованием. Это работа с бумагами, изучение расчетов со снабжающими организациями за последний год, ни о каком инструментальном обследовании речи вообще не ведется. Я считаю, это что-то вроде лечения по фотографии: реального эффекта, то есть качественного паспорта, заказчик не получит.
Чистяков: Действительно, в законе написано, что Минэнерго проводит сбор, обработку, систематизацию и анализ данных, однако ничего про согласование или одобрение паспорта там нет. Это одно из противоречий закона.
Тем не менее я считаю, что экспресс-обследования имеют право на существование, поскольку в законе не сказано обратного. СРО должны предоставлять широкий перечень услуг на разные кошельки: если денег у предприятия немного, оно может пройти аудит по упрощенной методике, если оно готово выделить больше, то обследование будет более полное. Должно быть гибкое тарифное меню, потому что делать крайним потребителя - неверно.
Щелоков: В Евросоюзе этот вопрос решен очень просто: есть справочный документ - на 450 страницах - по типовым общедоступным мероприятиям. В нем сведена исчерпывающая информация обо всем, что касается энергетических обследований, их технологий и методик. У нас такого документа пока нет. Возможно, и в этом причина низкой активности заказчиков - все ждут разъяснений.
РГ: После того как оформлен паспорт, может ли заказчик заключить энергосервисный контракт с компанией-аудитором, чтобы начать выполнение программы повышения энергоэффективности?
Чистяков: Проблема в том, что аудитор отделен от сервиса. Он пришел к заказчику, провел обследование, передал паспорт, они пожали друг другу руки и расстались на пять лет. Однако у бюджетных учреждений остается обязанность снижать энергопотребление. Энергосервисный контракт для этой сферы стал бы решением проблемы, и закон это вроде бы позволяет. Фактически это договор с отсрочкой платежа, при этом с подрядчиком надо расплачиваться средствами, сэкономленными на оплате топливно-энергетических ресурсов. Например, я платил за них миллион рублей в год, провел мероприятия по повышению энергоэффективности, стал платить 700 тысяч, а 300 тысяч отдаю компании-подрядчику, внедрившей все эти новшества. Но 99 процентов ныне работающих аудиторов не готовы к такому виду деятельности.
РГ: Почему?
Чистяков: Сервисной компании как минимум на 3-5 лет придется вкладывать свои деньги, при этом совершенно непонятно, как они будут возвращаться. Особенно это актуально для бюджетных организаций. Потому что нет гарантий, что после сокращения затрат на ТЭР им не срежут финансирование, нет и гарантий, что цены на электроэнергию на свободном рынке не вырастут еще на 50 процентов.
Серебряков: Сегодня об энергосервисе сложилось несколько искаженное представление: под этим понятием подразумевают обслуживание сетей, установку приборов учета. К энергосервису в чистом виде наши бизнесмены пока не готовы. Основная проблема - отсутствие "длинных" денег. Возможно, в этом им могли бы помочь специальные фонды или какие-то государственные гарантии.
РГ: Пусть со скрипом, но процесс паспортизации все же пошел. Какие выводы можно сделать на основании первого опыта, и каков прогноз?
Щелоков: Выводы такие: участники цепочки пока не готовы работать, потому что нет четких правил игры и ключевых определений. Например, нет даже понятия "типовых общедоступных мероприятий", хотя о них много говорится в законе. Я думаю, что дальнейшая работа из-за этого пойдет в вялотекущем режиме, а к концу 2012 года будет предложено продлить срок проведения обследований.
Чистяков: Порядка 500 основных промышленных предприятий региона пройдут обследование в срок, чтобы не возбуждать к себе интереса со стороны надзорных органов. В бюджетной сфере ничего особенного происходить не будет. Здесь результативность работы будет во многом зависеть от органов местного самоуправления. Если органы контроля оперативно начнут штрафовать нарушителей, то процесс пойдет быстрее, и в итоге централизованно, на уровне муниципалитетов вопрос решится: тем или иным категориям бюджетных потребителей деньги найдут.
Скорее всего, министерство энергетики РФ на ходу внесет несколько корректив и снимет основные вопросы. При этом, надеюсь, паспортизация сохранится. Паспорт, на мой взгляд, - нужная вещь. Но только при условии, что это будет не формальная бумажка, а реальная "амбулаторная карта пациента" с понятной и реальной программой "лечения", то есть повышения энергоэффективности.