Инвестиционный климат страны станет одной из основных тем Петербургского международного экономического форума. Сейчас, когда посткризисные явления постепенно уходят, появляются новые крупные инвестиционные региональные проекты с привлечением как российских, так и иностранных инвестиций.
Нефтяной интерес
Мурманская область и Архангельская при разработке инвестиционных проектов прежде всего делают ставку на участие в Штокмановском проекте и развитие отрасли, связанной с освоением нефтегазодобывающих приарктических месторождений. Так, на территории Мурманской области планируется построить завод по производству сжиженного природного газа, который придет из Штокмана. Стоимость работ оценивают в 44 миллиарда долларов.
Создание производства по нанесению утяжеляющего бетонного покрытия на трубы большого диаметра для Штокмановского проекта планируется организовать в Архангельской области. Объемы финансирования проекта еще не определены.
Среди крупных инвестпроектов нефтяной отрасли Республики Коми можно выделить строительство первой очереди комплекса по подготовке и переработке нефти и газа "Енисей". Кроме того, "ЛУКОЙЛ-Коми" на территории республики реализует крупные инвестиционные проекты, направленные на освоение месторождений на Ямале.
Инвестиционная привлекательность Ненецкого автономного округа зависит от выданных лицензий на разработку нефтяных месторождений. Прошлый год для округа прошел под именем Требса и Титова - крупнейшего месторождения, право на освоение которого выкупили сразу две компании "Татнефть" и "Лукойл". Этот проект позволит в ближайшие годы привлечь в регион 150-180 миллиардов рублей инвестиций.
Сейчас идут переговоры с компанией "Русьветпетро", которая планирует начать разработку Северо-Хоседаюского и Висового нефтяных месторождений. Участие в разработке таких крупнейших компаний дает Ненецкому округу прирост объемов инвестиций в основной капитал, а также наращивание объемов промышленного производства.
Самые крупные инвестиционные проекты в регионах Северо-Запада, несомненно, связаны с добычей углеводородов и горнодобывающей промышленностью. Наиболее значимым по объемам вложений (218,7 миллиарда рублей) стал проект комплексного развития Мурманского транспортного узла, инициированный министерством транспорта РФ и региональным правительством. В Республике Коми перспективы роста инвестиций связывают с крупномасштабным транспортным проектом "Система магистральных газопроводов Бованенково - Ухта, который реализуется в рамках строительства магистрального газопровода Ямал - Европа. А инфраструктурный проект по созданию железнодорожной магистрали "Белкомур" - самый масштабный сразу для двух регионов: Коми и Архангельской области. Это один из наиболее значимых межрегиональных проектов, финансирование которого будет осуществляться с привлечением средств Инвестиционного фонда РФ.
Дороги любой ценой
О каком бы инвестиционном проекте на Северо-Западе сегодня не шла речь, главный критерий - это наличие транспортной инфраструктуры. Эксперты в сфере финансов слабым местом округа называют именно неразвитую сеть дорог. Поэтому именно инвестициям в транспортную логистику уделяется самое пристальное внимание. Так, в Ленинградской области открыта железнодорожно-автомобильная паромная переправа Усть-Луга - Балтийск - порты Германии. Российское правительство и частные инвесторы уже вложили в строительство порта Усть-Луга в Лужской губе Финского залива порядка 90 миллиардов рублей. Правительство РФ планирует в дальнейшем развивать этот порт для перевода грузопотоков в российские порты из зарубежных стран. В конце этого года планируется запуск Балтийской трубопроводной системы N 2 (БТС-2), экспортный терминал которой находится в Усть-Луге. Но сегодня этот морской торговый порт является одним из крупнейших в России инфраструктурных проектов и единственным российским портом на Балтике, способным принимать крупнотоннажные океанские суда. Порт будет конечной точкой маршрута БТС-2. Нефть будет поступать в терминал "Нефтебаза "Усть-Луга", который строит "Транснефть".
Единственный незамерзающий порт на Балтике - в Калининграде. Проект строительства нового глубоководного порта в регионе уже одобрен. Его реализация предусмотрена Федеральной целевой программой "Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы". В ее рамках уже разработано обоснование инвестиций в строительство глубоководного порта в Калининградской области и определено место его расположения - залив в районе Бальги. В феврале этого года министр транспорта России Игорь Левитин во время своего визита в Калининград сказал о том, что в бюджете зарезервированы 400 миллионов рублей на проектирование порта и 2 миллиарда рублей на строительство терминала. Однако для начала реализации проекта требуются инвесторы: терминальная часть глубоководного порта строится за счет федерального бюджета, а его развитие будет проходить на частные деньги. Вопрос с объемами этих средств еще не определен.
В первой тройке реализуемых транспортных инвестпроектов в Ленинградской области - строительство Западного скоростного диаметра (ЗСД), Орловского тоннеля под Невой и реконструкция аэропорта Пулково.
Нужна ли доминанта в инвестициях?
Рейтинг инвестпроектов регионов Северо-Западного федерального округа показывает, что государство активно поддерживает и участвует в создании крупных инфраструктурных проектов. Но в основном это происходит в регионах, где достаточно высоки бюджетные доходы, либо в субъектах, являющихся ключевыми из-за географического положения или стратегическими с точки зрения освоения ресурсов. Лидером по привлеченным инвестициям остается Ленинградская область. В основном регионы Северо-Запада вынуждены строить инвестиционную политику по традиционной схеме - финансовые вложения направляются в отрасли, традиционно доминирующие в их экономиках. Но попытки обозначить конкретные отрасли для привлечения инвестиций есть, причем в дотационных областях. Однако есть и такие субъекты, кто делает ставку на новые для региона сферы производства.
При этом мониторинг экономической ситуации показывает, что рост активности инвесторов определяется наличием инженерно подготовленных территорий и производственных площадок. Причем если крупные компании еще могут позволить себе потратить дополнительные средства на улучшение или проведение коммуникаций, то у малого и среднего бизнеса таких возможностей нет. Специально подготовленных территорий, как показала практика на территории Северо-Западного округа, оказалось не так много. Сегодня все чаще в регионах стала применяться практика, когда государство совместно с частным бизнесом специально готовит технологические площадки, куда потом придет инвестор. Поэтому в конкурентной борьбе за инвестора побеждает тот, кто создал все условия для его успешной работы.