Ловлю на дороге такси из десятка, что проносятся мимо, и называю водителю адрес.
Водитель, уже, видимо, привыкший к иностранцам, начинает неторопливо искать пункт назначения на своем электронном навигаторе.
Явление в Сеуле обычное. Здесь мало кто из автомобилистов утруждает себя запоминанием улиц и транспортных развязок. Намного проще купить недорогой навигатор. Вот искомый адрес найден, и мы отправляемся в путь.
- Очень удобно: ввел адрес и едешь без забот, - заметил таксист. - Этот я получил бесплатно. Кстати, таксисты приобретают навигаторы за счет бюджета местных властей.
Пока такси ловко ныряет между машинами, интересуюсь трудовым стажем моего "извозчика". Его ответ меня немного удивил:
- Я на этой работе в принципе новичок, и она для меня не основная. Вообще-то я преподаю в вузе, но мне нужны деньги, поэтому подрабатываю таксистом.
Для Южной Кореи, где профессия преподавателя, будь то в школе или в университете, является одной из самых престижных и высоко оплачивается, это действительно редчайший случай.
Но, отбросив мысли о материальных запросах преподавателя-таксиста, спрашиваю, как можно получить лицензию на работу таксистом, будучи преподавателем вуза.
- Основная эта работа или нет, значения не имеет, - объясняет мой водитель-преподаватель. - Главное - сдать экзамен в местном дорожном управлении, и тогда право на вождение машины с шашечкой на крыше будет твое. Правда, чтобы получить возможность заниматься индивидуальным извозом, необходимо три года без аварии проработать в компании...
И не успел он закончить фразу, как его коллега на черном седане неожиданно нас "подрезал" и умчался вперед. Невозмутимый педагог, даже не выругавшись, догнал его через квартал и проделал то же самое. Видимо, такие взаимные "знаки внимания" среди сеульских таксистов в порядке вещей.
- А почему в городе такси все разного цвета? - спрашиваю я, делая вид, что ничего особенного не произошло.
- Всё просто. Есть черные такси - представительского класса. У них салон лучше, да и сами машины классом выше. Соответственно, проезд в них в два раза дороже. Если в обычных - серых и белых - посадка стоит 2400 вон (около двух долларов. - А.С.), то в черных - свыше пяти тысяч. Правда, в скором времени все такси станут оранжевыми - так решила мэрия.
Вот мы и подъехали к месту назначения. Расплачиваюсь наличными, поскольку, несмотря на оснащенность такси средствами, позволяющими пассажирам использовать практически любые кредитки, наличные деньги для шофера более приятны. Ведь, на кредитках много не заработаешь...