Если второй день первого тура прослушивания скрипачей на XIV Конкурсе Чайковского был днем российских и европейских участников, то следующий за ним был днем нашего давнишнего заокеанского оппонента.
Пять из семи конкурсантов третьего дня были так или иначе связаны с США: трое из них представляли эту державу, а двое выступавших за свои родные страны прошли там серьезную профессиональную подготовку. Конечно, в условиях все более набирающей ход глобализации, когда педагоги, в том числе и из России, преподают в лучших европейских и американских школах, говорить о национальных школах становится все сложнее, на первое место выходит личная одаренность музыканта и его способность при соблюдении универсалий академического стиля найти собственную творческую манеру.
Из подлинных открытий третьего дня стало выступление самого юного участника состязания скрипачей шестнадцатилетнего Ю-Чиен Цзеня. Обучающийся в США, но выступивший на конкурсе за родной Тайвань, Ю-Чиен Цзень продемонстрировал феноменальную технику и потрясающую музыкальность, выбранная в качестве виртуозного произведения Интродукция и тарантелла Сарасате была сыграна им настолько блестяще, что у публики перехватило дыхание. Удастся ли Ю-Чиеню побить рекорд скрипачки Дженнифер Ко, в 1994 году в 18 лет взявшей пьедестал победителей конкурса Чайковского, пока неизвестно, но во всяком случае если жюри будет руководствоваться принципом одного из членов судейской комиссии Бориса Кушнира, заявившего, что для него самым главным является поиск настоящих талантов, то у тайваньского музыканта есть все шансы продолжить состязание во втором туре.
Из азиатских участников этого дня хочется также отметить очаровательную кореянку Юцзинь Чжан (консерватория Бостона) и ее соотечественницу Фабиолу Ким. Обоим девушкам по 20 лет и обе показали высокую степень исполнительской свободы и огромное музыкальное дарование. Если Фабиола артистка больше внешнего, экстравертного типа, со свободным полетным звуком, то Юцзинь при всей своей виртуозности (чего только стоит сыгранный ею сверхсложный Первый каприс Паганини) музыкант более внутреннего плана, об этом свидетельствовала и выбранная ею "Поэма" Шоссона и интересные находки в Чаконе Баха (например, подчеркнутая бетховенская "тема судьбы" в среднем мажорном эпизоде).
Бархатистым, нежно-обволакивающим звуком зачаровал зал скрипач из Израиля Итамар Зорман (выпускник Джульярдской школы музыки) "Блестящее рондо" Шуберта прозвучало тонко и трепетно, а "Вальс-скерцо" Чайковского в его исполнении заставил вспомнить Леопольда Ауэра, интерпретатора многих скрипичных сочинения русского композитора.
На азиатско-американском фоне третьего дня очень достойно показали себя двое наших скрипачей - студент Московской консерватории Лев Солодовников (класс Эдуарада Грача) и одессит Алексей Семененко, в настоящее время обучающийся у Захара Брона в кельнской Высшей школе музыки. У обоих исполнителей есть собственная артистическая харизма, восторженно принятая собравшейся в зале публикой, и творческий запал, который, будем надеяться, даст им возможность продолжить состязание.
В последний день первого тура должны выступить еще двое участников скрипачей, после чего все будут с нетерпением ожидать объявление промежуточных итогов, которые, как показывает практика предыдущих конкурсов, могут оказаться самыми непредсказуемыми.