21.06.2011 00:20
Экономика

Россияне стали тратить меньше денег на одежду

Производители модной одежды обратили внимание на нижний ценовой сегмент
Текст:  Евгения Решетникова
Российская Бизнес-газета - : №20 (802)
Читать на сайте RG.RU

Рынку модной одежды и обуви в России придется адаптироваться к изменениям покупательских предпочтений, об этом говорили участники IV Международного съезда индустрии моды в России Fashion Retail Russia 2011. Участники рынка отмечают, что за прошедшие два года покупатель стал более чувствителен к цене.

"Сегодня клиент больше смотрит на цену, - отметила директор по развитию в Северной, Центральной и Восточной Европе компании Mango Анико Костьял. - И нам приходится действовать в соответствии с этой тенденцией. Если раньше в наших коллекциях не было нижнего ценового сегмента, то теперь он появился. С этим ничего не поделаешь, нужно давать то, что просит рынок".

Участники съезда также отметили, что с большой натяжкой можно говорить о том, что рынок брендовой одежды и обуви растет. Рост наблюдается только у тех игроков, которые смогли выстроить оптимальные стратегии развития бизнеса в условиях изменения покупательских предпочтений. Среди успешных стратегий, отвечающих покупательским запросам, участники съезда назвали включение в линейку продукции товаров низкой ценовой категории, а также проведение акций стимулирования продаж.

"У нас большую рентабельность дают более фэшн-емкие и дорогие позиции, - говорит директор креативного центра компании SELA Андрей Бурматиков. - Но, несмотря на это, мы ввели в линейку продукции товары из низкого ценового сегмента, т.к. они обеспечивают приток покупателей".

Эксперты также отмечают, что цена не является единственным показателем, на который смотрят покупатели. Большое значение имеет дизайн. Участники рынка советовали обновлять его каждые 5-6 лет, полностью меняя свою концепцию. К тому же эксперты отмечают, что в последнее время наблюдается тенденция приоритета дизайна над качеством.

"Качество, с одной стороны, условная вещь, с другой стороны, качество во всех нормальных магазинах (т.е. расположенных в торговых центрах и которые не стоят пустыми) везде практически одинаковое, - уверен председатель совета директоров компании "Буду мамой" Георгий Николайчик. - Мы, как и все мировые бренды, шьем одежду в Юго-Восточной Азии, на тех же самых станках и теми же самыми руками, и в большинстве случаев даже из тех же самых материалов. На наш взгляд, самое главное - это сервис и развитие бренда".

По мнению некоторых участников съезда, несмотря на то, что россияне по сравнению с европейцами все же больше обращают внимания на качество и состав материала, из которого изготовлена одежда, они гораздо больше нуждаются в качественном сервисе и внимательном отношении продавца.

"Наша компания не делает упор на качестве, мы создаем образ, - отметил директор московского отделения сети магазинов итальянской моды SO*DA Игорь Кирсанов. - Человек, который пришел в магазин, должен уйти оттуда полностью обновленный".

Игроки рынка модной одежды особо отметили важность атмосферы в магазине. Особенно это актуально для тех сетей, которые еще не вышли на мировой уровень. Поэтому для них важно сформировать такое отношение к магазину, чтобы покупатель воспринимал его как клуб по интересам, благодаря которому он смог бы стать модным.

Также эксперты рынка советовали активно заниматься поддержанием и развитием собственного бренда. По мнению участников съезда, покупатели стали не только реагировать на цену, но и отказывать себе в покупке сомнительных брендов, т.е. тех марок, которые имеют плохую узнаваемость на рынке.

"Самая большая проблема, с которой я столкнулся, - это затухание бренда SELA, - поделился опытом Андрей Бурматиков. - Это было связано с тем, что брендом не занимались. Вместо этого была хаотичная непоследовательная деятельность в концепции магазина".

Участники съезда уверены, что для успешного развития компании крайне важно выработать четкую стратегию бизнеса. В первую очередь игроки рынка советуют определиться со стратегией сервиса, т.е. понять, нужен ли он вашему магазину или без него можно обойтись. Например, в большом 600-метровом магазине с понятной навигацией сервис не нужен. Зато он необходим в сегменте "люкс" или в магазинах со специфичным товаром.

"Преуспеют в первую очередь те игроки, у которых окажется самый сильный бренд, - уверен Андрей Бурматиков. - Тот бренд, у которого комплекс эмоциональной составляющей, воздействующий на потребителя, дает самую привлекательную картинку. Это и сам продукт, и то, как он выглядит в концепте магазина, и техника сервиса".

Эксперты уверены, что те компании, которые активно продвигают и развивают свой бренд, останутся на рынке и их рынок будет расти. Те же компании, которые не смогут или не захотят потратить существенную часть своего бюджета на развитие бренда или чьи стратегии окажутся неэффективными, уйдут с рынка.

"Несмотря на то что у нас высокая узнаваемость бренда, все равно нужно постоянно обновляться, потому что конкуренция очень большая, - подчеркнула Анико Костьял. - Помимо цены нужно всегда предлагать качественный сервис. Он имеет огромное значение".

По мнению участников съезда, не так сложно просто открыть магазин и заниматься продвижением и поддержанием бренда, но гораздо сложнее найти 300 продавцов, которые будут работать как одна команда. Задача усложняется, если офис находится, например, в Санкт-Петербурге, а магазин в Омске или Новосибирске.

Участники съезда особо отметили сложную ситуацию на региональном рынке. Из-за низкой покупательской способности населения продвижение даже среднеценовых брендов оказывается весьма затруднительным. По мнению ведущих игроков рынка, такая ситуация будет сохраняться и в ближайшие годы с тенденцией к ухудшению.

"У 90% населения России денег хватает только на еду, - уверен Игорь Кирсанов. - И только 10% ходят в какие-то магазины одежды. Наша сеть относится к среднеценовому сегменту. И мы испытываем большие трудности с развитием этого сегмента. У меня такое впечатление, что широко шагают по стране только сети "ТВОЕ" и OGGI. Когда мы рассматриваем тот сегмент населения, который ходит в магазины одежды, мы про цену не говорим, потому что хорошо, что они вообще ходят в магазины одежды".

Участники съезда разделяют мнение о том, что пока рано говорить о завершении кризиса и росте рынка одежды и обуви. В связи с ростом стоимости жизни, острее всего проявившимся в регионах, участники рынка отметили, что те компании, которые не смогут предложить уникальный или специфичный товар, не смогут активно развиваться за пределами Москвы и Санкт-Петербурга.

"За последний год прирост оборота нашей компании составил 50%, - говорит Георгий Николайчик. - Но это достигается не столько тем, что рынок вырос и люди стали больше покупать, а это достигается тем, что по статистике более 50% будущих мам вообще ничего не покупают в специализированных магазинах. Поэтому для нас потенциал роста, особенно в регионах, огромен".

Товары и цены