Сегодня рынок лицензионного программного обеспечения в России оценивается в 3 млрд долларов, из которых около 30% (1 млрд долларов) получают дистрибьюторы и ресселеры, выступающие связующим звеном между вендором и потребителем. Аналитики рынка считают, что к 2017 году общий объем ИТ-рынка в России будет оцениваться более чем в 6 млрд долларов, при этом 3 млрд долларов будут приходиться на продажу "облачных" сервисов.
"Сейчас не только в России, но и во всем мире меняется модель распространения лицензионного ПО, - заявил на форуме Business Models Media & Telecom 2.0 директор по работе с партнерами компании Parallels в России, странах СНГ, Балтии и Израиля Константин Анисимов. - В перспективе большая часть "коробочных" приложений будет реализовываться в форме онлайн-сервисов. Все ведущие вендоры уже переходят к продаже собственных приложений через свои "облака": Microsoft запустил Office 365, Apple - iCloud и AppStore, Google - App Engine, Amazon - Amazon Web Services. Это повлечет изменение всей модели продаж ПО, а наибольшее влияние на распространение онлайн-сервисов из "облаков" и смену игроков в сегменте дистрибуции лицензионного ПО в России окажут операторы связи. Наиболее вероятными партнерами в России для реализации "облачных" сервисов выступают фиксированные и мобильные операторы, имеющие в своем распоряжении все возможности для быстрого старта "облачного" бизнеса. Таким образом, в случае перехода к продаже облачных услуг российские операторы связи смогут стать новым каналом дистрибуции и побороться за дополнительные 3 млрд долларов выручки".
Еще одна тенденция, отмеченная на форуме: операторы пытаются объединяться с производителями контента, чтобы контролировать всю цепочку стоимости и получать максимальные доходы от текущей абонентской базы. Мобильный Интернет дал старт новому витку спроса на приложения и сервисы, доступные на любом типе устройств, в любом месте и в любое время.
Участники форума не обошли вниманием также спорный вопрос о дальнейшем развитии мобильного телевидения в России. Так, по мнению замминистра связи и массовых коммуникаций РФ Алексея Малинина, ситуацию с мобильным телевидением необходимо рассматривать в контексте всего европейского рынка. "Мы изначально приняли европейский стандарт и модель вещания, но пока мобильное телевидение должного развития в России не получило, - считает Алексей Малинин. - Здесь кроется колоссальный потенциал, так как люди становятся все более мобильными".
Вместе с тем, по мнению замминистра, в этой сфере есть серьезная проблема - это стандартизация. "Необходимо на европейском, а лучше на международном, уровне выработать единые подходы, в первую очередь к абонентскому оборудованию, - подчеркнул замминистра. - Аналитические исследования показывают, что развитие широкополосных сетей связи, их пропускная способность, скорее всего, не будут успевать за ростом спроса на контент. Сегодня люди уже хотят смотреть телевидение высокой четкости, скачивать 3D-контент, не за горами ультравысокая четкость".
На вопрос "РБГ" о возможном появлении второго инфраструктурного оператора при условии, что будут сформулированы соответствующие требования к коммерческим организациям, Алексей Малинин ответил, что для России актуально иметь в этой сфере различных игроков, особенно на магистральных линиях связи. "География России такова, что мы каким-то одним способом решить все проблемы не можем, - сказал Малинин. - Поэтому здесь нужна разумная комбинация наземной инфраструктуры, спутниковой инфраструктуры. В условиях России порой нет более дешевого и рационального пути, чем развивать спутниковую группировку и спутниковые услуги связи, где тоже есть перспективные направления, например, Ка-диапазон".