Министерство промышленности, инноваций и науки Прикамья реализует проект "Пермский деревянный дом", призванный наладить сотрудничество между лесопромышленными и лесоперерабатывающими предприятиями и помочь им выпускать доступные дома.
В результате более чем двухлетней работы представленные на конкурс проекты не вызвали интерес ни у покупателей, ни у строительных компаний.
По данным регионального минпрома, всего на реализацию проекта потрачено 2,3 миллиона рублей, из которых большая часть средств (2 миллиона) израсходована именно на проведение конкурса. Еще 100 тысяч рублей было потрачено на проведение анализа отрасли деревянного домостроения, выставка работ архитектурного конкурса обошлась в 131 тысячу, а проведение мастер-класса - в 16 тысяч рублей.
- Считаю, что, воспользовавшись результатами нашей работы, предприятия-деревообработчики смогут предлагать на рынок более качественный продукт -современные красивые и недорогие деревянные дома, - говорит руководитель проекта "Пермский деревянный дом" Евгений Пешин. - Сейчас мы начинаем работу с муниципалитетами, министерством градостроительства и ведомствами Коми-Пермяцкого округа. Цель - привлечение государственного заказа на жилье по девяти федеральным целевым программам. Значительную часть работ по организации проведения архитектурного конкурса, выставки и мастер-класса в рамках государственного задания выполнил КГАУ "Пермский центр развития дизайна".
На начальном этапе реализации проекта, в 2009 году, были проведены маркетинговые исследования рынка деревянного домостроения. В частности, по словам Евгения Пешина, использовались отчеты двух пермских компаний - операторов недвижимости, а также социологического агентства.
- Деревянные дома интересуют покупателей только в качестве дач, - говорит руководитель аналитического отдела компании недвижимости Эльвира Епишина. - А для постоянного проживания люди выбирают, как правило, кирпичные и блочные дома. Это связано с менталитетом потребителей, который невозможно изменить быстро.
Разработанный в ходе конкурса каталог проектов деревянных домов в начале года был бесплатно распространен среди региональных производителей деревянных домов.
- Мы хотели бы создать для своего предприятия собственный каталог, который включал бы не менее 30 проектов, - говорит генеральный директор домостроительного комбината Леонид Бурнашов. - Это необходимо для того, чтобы у потенциальных потребителей нашей продукции был выбор. Но я имею в виду проекты, на основе которых уже можно производить дома, выполненные с учетом планировки и привязки к инженерной инфраструктуре. Так что мы их разрабатываем самостоятельно. Что касается архитектурного конкурса регионального минпрома, то представленные там проекты - это, по сути, лишь дизайнерские эскизы. В дальнейшем их можно использовать как основу для создания проектов малоэтажных объектов. Однако большинство из них, на мой взгляд, неприемлемы для наших условий. В каталоге конкурса, например, дома с большой площадью остекления. А их строительство в наших климатических условиях чревато большими энергетическими потерями. Кроме того, конкурсные проекты должны вписываться в богатый природный ландшафт, а потому строить их в поселках, где из окна вид только на соседский забор, не совсем логично. В результате из 80 проектов мы отобрали для себя всего пять, причем спроса со стороны покупателей и на них нет. Кстати, это ожидаемый результат, поскольку сегодня большинство желающих построить деревянный дом выбирают вариант его дизайна самостоятельно. Сейчас, к примеру, мы выполняем проект гостевого дома по эскизу, который наш клиент привез из Москвы.
По словам Леонида Бурнашова, применить новые архитектурные проекты в серийном домостроении также будет сложно, поскольку предпочтения заказчиков сегодня очень индивидуальны, а государственных заказов на разработку и производство серий недорогого жилья из дерева (к примеру, для переселения людей из северных районов края) пока нет. Положительно же промышленник оценивает инициативу краевых властей по созданию "центра продаж". Проект предусматривает выделение большого участка в черте города, на котором будут размещаться комплекты домов. Это позволит покупателю выбрать уже готовый дом, который в дальнейшем будет смонтирован на его участке.