22.06.2011 00:30
Происшествия

Очевидец катастрофы Ту-134: Самолет низко летел, завалился направо и рухнул

Ту-134 потерпел катастрофу в 700 метрах от посадочной полосы
Текст:  Светлана Цыганкова (Петрозаводск)
Российская газета - Столичный выпуск: №132 (5508)
Читать на сайте RG.RU

Под Петрозаводском в авиакатастрофе самолета ТУ-134, следовавшего рейсом Домодедово-Петрозаводск, погибли 44 человека, восемь пассажиров выжили чудом. Всех их доставили в больницы города. По последней информации министра здравоохранения и социального развития Валентины Улич, в настоящее время пять пострадавших находятся в крайне тяжелом состоянии. Решается  вопрос о возможной их транспортировке в Москву. В самое ближайшее время начнется процедура опознания. Для проведения экспертизы по ДНК будут привлечены специалисты из Санкт-Петербурга.

23.40. Экипаж самолета последний раз вышел на связь с диспетчером аэропорта Бесовец. Самолет уже подлетал и собирался приземляться. Больше командира экипажа в эфире не слышали.

- Я приезжала навестить маму, которая живет в поселке Бесовец, - рассказала "Российской газете" Ирина Мартынова. - Все было тихо и спокойно. Уже собрались ложиться спать. И вдруг погас свет. А потом какой-то страшный грохот, даже стекла зазвенели. Выбежала на веранду, чтоб посмотреть, в чем дело, а на дороге огонь, и черный дым валит. Сосед крикнул, что видел, как самолет упал. Мы стали звонить в службу спасения. Такого страшного зрелища я никогда не наблюдала. Все полыхало. Никак не подойти.

- Какие-то людские крики о помощи раздавались?

- Нет. Только треск стоял. Мы почему-то сразу решили, что никто не выжил. Сложно уцелеть в такой аварии.

23.46. На место трагедии примчались пожарные машины, спасатели и кареты "скорой помощи". Именно благодаря тому, что служба МЧС оперативно отреагировала на чрезвычайную ситуацию, удалось найти выживших. Как сообщил начальник Северо-западного регионального центра МЧС России Шамсудин Дагиров, буквально в первые минуты авиакатастрофы медики в составе пожарной части спасли восьмерых пострадавших.

- Мы возвращались с дачи, она у нас как раз за поселком Бесовец, - говорит Олег Михайлов. - Ехали, наверное, километров 35 в час, не больше, еле тащились. Туман был страшный, вокруг ничего не видно, как молоко. Что-то громыхнуло, а потом зарево. Испугались, остановились. Сначала подумали, что на заправке бензин взорвался. Впереди машины тоже остановились, дальше не проехать. Все стали кричать, что на дорогу упал самолет. Кто-то видел, как он почему-то слишком низко летел, немного завалился набок, словно стал поворачивать вправо, и рухнул. Буквально через несколько минут сирены, пожарные машины приехали, полиция. Дорогу перекрыли. Образовалась огромная пробка. Подойти нельзя было близко, видели только, что огонь был сильный, потом потушили. Те, кто впереди нас ехали, говорят, тела людей везде валялись.

0.15. Машины "скорой помощи" отвозили пострадавших в больницы. Среди них один ребенок. Известно, что зовут его Антон, больше никакой дополнительной информации пока нет. Мальчика срочно доставили в Детскую республиканскую больницу. Шестерых пострадавших, среди которых жители Москвы и Карелии, привезли в Республиканскую больницу, одного - в Больницу скорой медицинской помощи. Пятеро раненых находятся в тяжелом состоянии. У сорокалетнего Владимира Степанова, жителя столицы, сильнейшие ожоги - 90 процентов, перелом бедра, травматический шок. 

Все об авиакатастрофе в Карелии: причины крушения самолета, списки погибших и выживших, мнения экспертов

0.20. На месте аварии работают специалисты. Сотрудники ФСБ, Следственного комитета, МВД Карелии собирают улики на месте крушения лайнера. Обнаружены два самописца, которые после расшифровки должны рассказать всю правду о причинах крушения.

1.10. Добраться до места крушения не смогли. Ничего не видно вокруг, нельзя сориентироваться в близости приближающихся огней других автомобилей.

6.30. Наконец-то все произошедшее удалось увидеть собственными глазами. Близко подойти нельзя. Все еще оцеплено, работают специалисты, они собирают оставшиеся части самолета в черные мешки.  Но можно сказать сразу, что от ТУ-134 практически ничего не осталось. В траве валяется одно сохранившееся крыло и на автомобильной дороге лежат шасси, колесами кверху, обгоревший двигатель. Тел погибших на трассе нет, их уже упаковали. Возле места происшествия в ожидании страшного груза стоят наготове несколько автобусов "Ритуальные услуги".

Самолет упал как раз под указателем - Аэропорт Бесовец. Заметно, что с правой стороны деревья немного надломлены, хотя столбы и опоры линии электропередач без особых повреждений. Повсюду разбросаны оставшиеся вещи пассажиров, а сохранившийся кусок голубой футболки вызывающе колышется на небольшом ветерке. Дорожные рабочие, дежурившие здесь всю ночь, ждут своего часа, они должны очистить трассу от мусора. Эта часть дороги по-прежнему закрыта, и водителям приходится делать большой крюк, объезжая реку Шуя.

7.00. Официально пока никто никаких заявлений о причинах аварии не делает. Но уже есть несколько версий. Первая - трагедия, возможно,  произошла из-за ошибки наземных служб: в тот момент, когда самолет хотел приземляться, почему-то отключилось электричество, погасла подсветка на взлетно-посадочной полосе. Сотрудники тут же ввели в действие автономное питание, но было поздно. Вторая - не отвергают и неправильные действия команды лайнера. Специалисты не исключают, что из-за сильного тумана самолет снизил высоту, отклонился от заданного курса на 100-200 метров и задел крылом линию электропередач. От этого отключилось электричество, погасли аэродромные огни. Пилот, возможно, попытался посадить лайнер на дорогу, но не смог этого сделать. До аэродрома ТУ-134 не дотянул несколько километров.

8.45. Глава Карелии Андрей Нелидов подписал два распоряжения в связи с аварией самолета. Первое - о создании правительственной комиссии республики, задачей которой является ликвидация последствий чрезвычайной ситуации регионального характера, связанной с авиакатастрофой воздушного судна в районе аэропорта Бесовец, оказание помощи пострадавшим, организация приема и размещения их родственников. Возглавил комиссию заместитель главы Карелии Валентин Лунцевич.

Второе распоряжение - о выплате материальной помощи. Семьи погибших получат по одному миллиону рублей, пострадавшие - по 500 тысяч.

10.00. Для работы с родственниками погибших и пострадавших из Москвы в Карелию прибыли 52 человека Центроспаса МЧС России и сотрудники Центра экстренной психологической помощи во главе с руководителем Юлией Шойгу. 12 сотрудников в настоящее время распределены в морг, больницы, аэропорт и гостиницы, где будут размещаться семьи погибших и пострадавших.

По распоряжению министра транспорта России создана оперативная группа, которую возглавил заместитель министра транспорта России Валерий Окунев. Вместе с ним в Карелию приехал руководитель Росавиации Александр Нерадько, а также комиссия Международного авиационного комитета, которая будет заниматься расследованием авиакатастрофы. Прибыли в Карелию и руководители авиакомпании "Русаэро" и "Руслайн".

В самое ближайшее время начнется процедура опознания. Для проведения экспертизы по ДНК будут привлечены специалисты из Санкт-Петербурга.

В Петрозаводске действует "горячая линия" на базе регионального центра МЧС России по Карелии - 8(8142) 56-16-34.

Тем временем

Президент России Дмитрий Медведев выразил соболезнования родственникам погибших в катастрофе Ту-134 под Петрозаводском. Глава государства дал ряд поручений по оказанию помощи пострадавшим. Глава минтранса Игорь Левитин вылетел в Карелию, чтобы на месте приступить к выяснению причин трагедии. Глава МЧС Сергей Шойгу доложил президенту о мерах, предпринимаемых МЧС для оказания помощи пострадавшим в авиакатастрофе.

На момент подписания номера самолетом МЧС четверо пострадавших доставлены в НИИ хирургии им. А.В. Вишневского, один - в Национальный медико-хирургический центр им. Н.И. Пирогова, еще одного пострадавшего принял ЦИТО им. Н.Н. Приорова Минздравсоцразвития России. Большинство пассажиров трагического рейса - российские граждане: 12 - из Москвы, 4 - из Подмосковья, 5 - из Петрозаводска, 4 - из районов Карелии, 3 - из Южно-Сахалинска, 2 - из Волгограда, по одному человеку из Самары, Томска, Омска, Иваново, Нижнего Новгорода. Также на борту находились один гражданин Швеции, один - Нидерландов, двое - Украины и семья из четырех человек двойного гражданства - России и США. Списки погибших и пострадавших опубликованы на официальном сайте "Российской газеты".

В соответствии с Воздушным кодексом РФ страховая выплата родственникам погибших составляет 2 миллиона рублей, кроме того выплачивается компенсация на погребение в 25 тысяч рублей. Выплаты пострадавшим зависят от степени ущерба здоровью и могут достигать также 2 миллионов.

Кроме того, как правило, в таких ситуациях региональные власти выплачивают дополнительные компенсации пострадавшим и родственникам погибших - жителям своего региона.

Власти Карелии и Москвы уже объявили о том, что окажут помощь родственникам погибших в размере одного миллиона рублей. Материальная помощь пострадавшим в авиакатастрофе составит 500 тысяч рублей. Мэр столицы Сергей Собянин также дал поручение обеспечить решение оргвопросов и оплату расходов, связанных с транспортировкой и захоронением погибших жителей Москвы. Кроме того, Собянин распорядился оказать семьям погибших и пострадавшим адресную социальную помощь в зависимости от их индивидуальных потребностей.

Подготовила Татьяна Смольякова

Версии

Самолет отклонился от курса, начал снижение и задел деревья, а потом уже повредил и линию электропередачи. Из-за этого и произошло отключение на несколько секунд сигнальных огней аэропорта под Петрозаводском, но оно было быстро восстановлено из резервных источников. После столкновения с ЛЭП самолет пролетел еще несколько метров и столкнулся с землей, пояснили "РГ" в Росавиации.

Причину выясняет Межгосударственный авиационный комитет. "Черные ящики" уже доставлены вчера в Москву. Их расшифровка началась сегодня в восемь утра в лаборатории МАК.

Ситуация во многом напоминает классическую ошибку пилотов, которую совершили и польские летчики под Смоленском. Они решили любой ценой посадить самолет. В Карелии также был густой туман, аэропорт при этом не входил в список всепогодных, и лучшим решением здесь был бы уход на другой аэродром.

Этой версии придерживается и вице-премьер РФ Сергей Иванов, курирующий в правительстве транспорт. "Я не хочу предвосхищать следствие, но по первым данным очевидна ошибка пилота в условиях плохой погоды. Он не на полосу зашел, а правее", - заявил Иванов журналистам. Он добавил, что пилот в условиях тумана "до последнего искал полосу визуально, не увидел, и вот произошло то, что произошло". Светосигнальное оборудование несколько секунд не работало из-за того, что провода были порваны выпущенными шасси этого самолета при заходе на посадку, предположил вице-премьер.

Пока точно неизвестно, давал диспетчер команду о заходе на второй круг экипажу или нет. Авиадиспетчеры никак не могут перепутать направление. Отклонение от курса даже в 20-30 градусов явно видно на мониторе авиалокатора, считает глава Федерального профсоюза авиадиспетчеров (ФПАД) Сергей Ковалев. По его словам, такие случаи бывали и раньше, когда летчики путали взлетно-посадочную полосу с трассой.

Почему же при переходе с дальнего привода на ближний самолет отклонился от курса? По мнению заслуженного летчика России Магомеда Толбоева, скорее всего, одной из основных причин стал человеческий фактор, ведь за тысячу метров до взлетно-посадочной полосы можно было уйти на второй круг и оценить ситуацию, а не снижаться над макушками деревьев. Сам же самолет Ту-134, по его словам, очень надежная машина, и в истории эксплуатации не было случаев, когда из-за отказа техники на ее борту случались катастрофы.

Толбоев констатировал, что в России на данный момент подготовку летных экипажей нельзя назвать хорошей. Вместе с тем пилотамим приходится "прижиматься" в мелочах, даже на топливе для второго круга при посадке. Некоторые перевозчики культивируют среди пилотов экономию с риском.

При этом нельзя забывать, что требования по безопасности полетов одинаковые как для крупных компаний, которые занимаются регулярными рейсами, так и для небольших, которые живут за счет бизнес-заказов. Авиакомпания "РусЭйр", самолет которой разбился под Петрозаводском, пятнадцать лет зарабатывает на VIP-чартерах. В ее парке - девять Ту-134, один Ту-154, два Як-40, три Як-42 и более десятка бортов зарубежного производства. Как перевозчик соблюдает правила безопасности, каково его финансовое положение, намерены выяснить в Росавиации. Агентство уже начало проверку этой авиакомпании. И, возможно, по ее результатам перевозчик может быть лишен сертификата эксплуатанта.

Кроме того, перед вылетом в Петрозаводск глава минтранса Игорь Левитин провел совещание с представителями чартерных авиакомпаний "РусЭйр", "РусЛайн" и аэропорта Домодедово. Министр выяснял, почему 17 июня перед вылетом рейса в Карелию самолет Бомбардье был заменен на Ту-134. Авиаперевозчики объяснили это большим количеством желающих улететь этим рейсом.

Замена одного борта на другой, большей вместимости - практика довольно частая на бизнес-рейсах, отмечают эксперты. При этом для каждого типа судна нужен свой экипаж, который летает именно на нем. Насколько была хороша профподготовка летчиков, смогли ли они отдохнуть после предыдущего рейса, теперь смогут точно сказать только специалисты МАК.

Справка "РГ"

Ту-134 АК бортовой N RA-65691, в эксплуатации с 7 мая 1980 года, то есть более 31 года. Выработал свой ресурс на 87 процентов. Сменил девять владельцев. Реактивный Ту-134 стал одним из наиболее удачных проектов в области пассажирского самолетостроения. В историю вошел как самый массовый самолет. Стал первым, прошедшим сертификацию по английским нормам летной годности. Всего было построено 852 самолета в различных модификациях. Сейчас осталось 100 лайнеров.

Подготовила Татьяна Шадрина

Список выживших

Степанов Владимир Алексеевич, Москва,

Антон, ребенок, документы отсутствуют, данных нет,

Назарова Анна Ивановна, город Сегежа, Карелия,

Еремин Сергей Владимирович, Москва,

Скворцова Юлия Сергеевна, Москва,

Бельгесов Сергей, Москва,

Терехина, других данных нет,

Каргаполова Александра Юрьевна, прописана в Кондопоге, проживает в Москве.

Список погибших

Кривченко Татьяна Петровна, Самара,

Терехина Анастасия (14 лет ), Южно-Сахалинск,

Веттерут Якоб, гражданин Швеции,

Чернецкий Алексей Юрьевич, Томск,

Шляхтич Александр Сергеевич, Омск,

Хартвиг Олег Леонидович, Карелия,

Митягина Елена Михайловна, Москва,

Калинин Михаил Иванович, Петрозаводск,

Никуйко Николай Николаевич, Волгоград,

Софрин Павел Геннадьевич, Москва,

Саматов Фархад Саматович, Иваново,

Назарова Валентина Вацлавовна, Сегеже,

Клеванов Алексей Никитович, Москва,

Алердс Ханс Гуентер,  гражданин Нидерландов,

Трофимов Андрей Петрович, Нижегородская область,

Саенко Игорь Петрович, Люберцы,

Борунов Андрей Анатольевич, Москва,

Черникова Елена Юрьевна, Москва,

Кузнецова Наталья Михайловна, Москва,

Гордеева Марина Викторовна, Москва,

Банюк Геннадий Федорович, Подольск,

Трунов Николай Борисович, Подольск,

Симанова.Людмила Анатольевна,двойное гражданство РФ,США

Симанов Александр Юрьевич,

 Симанова Елизавета Александровна,

Симанова Екатерина Игнатьевна,

Рыжов Сергей Борисович, Чехов,

Петай Владимир Леонидович, Петрозаводск,

Марков Сергей Николаевич,Петрозаводск,

Лялин Валерий Филиппович, Москва,

Маслов Дмитрий Владимирович, Москва,

Осипова Любовь Викторовна, Петрозаводск,

Осипов Георгий Игоревич, Петрозаводск,

Осипова.Анастасия, Волгоград,

Онищенко Кристина Анатольевна, гражданка Украины,

Симовян Ваграм Саркисович,

Экипаж самолета ТУ-134-А3 (бортовой номер 65691, № рейса ЦГИ 96105)

Федоров А.И., командир экипажа,

Карякин С.Н., второй пилот,

Аттаев А., штурман,

Тимошенко В.Е., бортмеханик,

Федорченко А.А., техник,

Корнюк М.Н., техник,

Гурина Юлия Сергеевна, бортпроводница,

Ерофеева Е.Н., бортпроводница

Аварии и катастрофы Карелия Северо-Запад