22.06.2011 00:20
Культура

Выдающиеся композиторы современности сочинили музыку для Конкурса Чайковского

Выдающиеся композиторы современности сочинили музыку для Конкурса Чайковского
Текст:  Владимир Дудин Мария Зуева
Российская газета - Федеральный выпуск: №132 (5508)
Читать на сайте RG.RU

Во втором туре все конкурсанты исполняют обязательное сочинение, написанное современными композиторами по заказу Конкурса Чайковского.

Почетный профессор музыки Нью-Йоркского университета, обладатель Оскара за музыку к фильму "Красная скрипка" Джон Корильяно написал для скрипачей 6-минутную пьесу Stomp, российский композитор Родион Щедрин адресовал пианистам концертный "Чайковский-этюд", а польский композитор и дирижер Кшиштоф Пендерецкий написал Violoncello totale для виолончели соло. О том, что представляют собой эти сочинения, рассказали для "Российской газеты" сами композиторы.

Джон Корильяно: Ко мне обратился Ричард Родзинский, генеральный директор Конкурса Чайковского, с просьбой написать сочинение к конкурсу. Подобный заказ он делал мне, когда был в составе дирекции конкурса Вана Клиберна. Сочиняя пьесу Stomp для скрипачей, я постарался вложить в нее то, чего нет ни в одном другом произведении. Пьесы, которые исполняются на конкурсах, выявляют технику исполнения, виртуозность. Моей целью было проверить то, как музыканты смогут приспособиться к совершенно особому способу игры, а также их воображение, фантазию, чувство ритма и даже хореографический талант.

Полную версию интервью читайте только на сайте

В Америке существует так называемая фиддл-музыка - стиль, близкий к фольклору, а по исполнительской манере чем-то напоминающий джаз. Скрипку для исполнения этой музыки зачастую настраивают по-другому, а именно две внешних струны: нижнюю гораздо ниже, чем обычно, верхнюю - чуть ниже. Поэтому это сочинение должно звучать строем ниже, чем принято на скрипке: ближе к диапазону альта. Вдобавок к этому во время исполнения фиддл-музыки принято ногой отбивать такт, недаром название пьесы и означает "топот", "топтание". Задача конкурсанта - найти правильную манеру, "попасть" в верную технику. Это выполнимо, хотя и довольно сложно - для этого требуются отличный слух и высокое мастерство. Это довольно жизнерадостное произведение с быстрой первой частью, медленной серединой и подвижным финалом.

Родион Щедрин: Я рад, что в Конкурс Чайковского пришло какое-то новое дыхание во многом благодаря личности Валерия Гергиева. Как точно определил Пушкин: гений - это ум и фурии. Вот у Гергиева это есть - и ум, и фурии. Я получил от него предложение написать пьесу для пианистов. Перед нами стояла задача не из легких: написать такое сочинение, чтобы конкурсанты могли показать не только свои технические возможности, но и ощущение драматургии целого, а также сориентироваться в авторских агогических и темповых обозначениях. В моем "Чайковском-этюде" название расшифровывает замысел с двух сторон: сочинение написано с определенным адресом - Конкурс Чайковского, и, следовательно, Чайковский.

Второе - там есть аллюзии из "Августа" из "Времен года", это прописано в нотах, я признаюсь об этом в печатном издании. То есть напечатано черным по белому - откуда я это украл. Так что большой тайны нет. Виртуозное сочинение, совсем непростое для исполнителя, но если конкурсант сможет его освоить, это еще раз подтвердит его достоинство. Надо сказать, что уже сегодняшние прослушивания вызвали во мне позитивные чувства.

Интервью с Кшиштофом Пендерецким читайте в ближайших номерах "РГ".

Музыка